Нетрадиционные приемы мотивации и актуализации опорных знаний, как средство повышения эффективности производственного обучения, страница 16

·  Обратная связь, представленная в конструктивной форме, способствует разделению ответственности за обучение и действия.

3.  Обмен:

·  Наиболее успешное обучение проходит через обмен опытом;

·  Участники учатся друг у друга, а модераторы учатся у участников (модератор – тренер, задача которого способствовать тому, чтобы участники брали на себя ответственность за свое обучение).

4.  Ответственность за обучение:

·  Способствуя разделению ответственности за обучение с участниками, мы даем им возможность успешнее достигать целей обучения.

Эти секреты успешного обучения представляют собой основу методики активного обучения.

Таким образом, можно заключить, что на основе формирования навыков и умений идет формирование целостной профессиональной деятельности учащихся. И один из факторов, оказывающий влияние на развитие умений и навыков, это эффективность проведения вводного инструктажа. Необходимо проверить, насколько игровая технология подходит для проведения проверочных уроков производственного обучения во время проведения вводного инструктажа, а так же ее применение влияет  ли на качество обучения и мотивацию учебно-познавательной деятельности учащихся.


ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ СРАВНЕНИЕ ТРАДИЦИОННОГО УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ И УРОКА С НЕТРАДИЦИОННЫМИ ПРИЕМАМИ МОТИВАЦИИ И АКТУАЛИЗАЦИИ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

2.1. Реализация метода активного обучения урок-игра «Строительными тропами» на уроке производственного обучения

Для исследования в дипломной работе выбран урок по теме программы производственного обучения «Проверочные работы по технологии кирпичной кладки». Обучение проходит в строительной мастерской.

На данную тему по программе отведено 84 часа производственного обучения в строительной мастерской, из них:

«Охрана труда и пожарная безопасность в строительной мастерской» - 6 часов;

«Приготовление строительных растворов» - 6 часов;

«Инструменты и приспособления каменщика и их назначение» - 6 часов;

«Кирпичная кладка по однорядной системе перевязки швов»- 18 часов;

«Кирпичная кладка по многорядной системе перевязки швов» - 30 часов;

«Кирпичная кладка по трехрядной системе перевязки швов»- 18 часов.

Эти темы являются наиболее важными при профессиональной подготовке каменщиков. Поэтому, после их изучения, проводится итоговый урок производственного обучения по контролю усвоения и систематизации учащимися теоретических знаний и практических  умений и навыков по выполнению технологии кирпичной кладки. Данная тема урока производственного обучения связана с предметами спецдисциплин «Материаловедение», «Спецтехнология», «Охрана труда». Межпредметные связи способствуют наиболее полному и всестороннему раскрытию профессиональных понятий, обеспечивают целенаправленность изучения и применения учебного материала.

При проведении данного урока, мастер производственного обучения использует активный метод обучения – «Урок-конкурс».

Урок – конкурс направлен на организацию заинтересованной и познавательной деятельности учащихся в течении всего учебного времени.

Цель урока-конкурса

научить учащихся мыслить, творчески применять теоретические знания в практической деятельности, выявить степень овладения умениями и навыками, закрепить их;

используя игры при проведении вводного инструктажа, воздействовать на эмоциональное состояние учащихся, вызвать положительные эмоции, способствующие улучшению профессиональных умений и навыков.

Организация и проведение урока-конкурса требует большой подготовительной работы мастера производственного обучения:

-  анализ работы учащихся на уроках спецтехнологии, материаловедения,

-  охраны труда, производственного обучения;

-  определение конкурсных заданий, разработка критерий их оценки;

-  подборка квалифицированного жюри.

Урок-конкурс проводится после изучения на первом курсе темы «Технология кирпичной кладки».К этому времени учащиеся приобретают определенные теоретические знания, практические умения и навыки.