Эти секреты успешного обучения представляют собой основу методики активного обучения.
Проблема активизации познавательной деятельности учащихся относится к наиболее актуальным в современной методике производственного обучения. Мастер производственного обучения ведет поиск путей и средств активизации такой деятельности. Ими могут быть нетрадиционные формы, методы, приемы и средства проведения занятий. Нетрадиционные формы организации учебных занятий имеют нетрадиционную структуру. Анализ педагогической литературы позволил выделить множество нетрадиционных форм организации производственного обучения: уроки-конкурсы, бинарные уроки, уроки-игры, уроки-диалоги, уроки-круговая тренировка, уроки-зачеты, уроки, которые ведут учащиеся, семинары-практикумы, уроки творчества, уроки-экскурсии, уроки типа КВН и т.д. Среди методических приемов – применение опорных конспектов, решение кроссвордов и т.д.
Не трудно заметить, что в разряд нестандартных форм организации производственного обучения попали некоторые типы занятий, которые раннее выступали в качестве внеурочных, внеклассных форм организации учебной работы. Их названия дают представление о целях и задачах таких занятий. Такие формы организации производственного обучения рекомендуется практиковать всем мастерам производственного обучения: и только начинающим свою педагогическую деятельность, и имеющим большой опыт работы, поскольку эти формы больше нравятся учащимся, чем обычные занятия, заставляют юношей и девушек мыслить и превращают их из объекта обучения в субъект. Но подготовка мастеров к этим занятиям требует, несомненно, больше времени, поиска дополнительной литературы, детального продумывания каждого шага таких занятий.
Повышение эффективности обучения напрямую зависит от умелого подбора и использования разнообразных наиболее адекватных тематике и ситуации методов обучения, а так же от активизации всего учебного процесса. Методы обучения многообразны и выбор их обусловлен, прежде всего, содержанием учебного материала и целями обучения, которые будут изменять мотивационную сферу, побуждать к переходу от внешних мотивов к внутренним, что несомненно, сказывается на качестве знаний. Как отмечает Х.Е.Майхнер, при пассивном восприятии информации обучаемые сохраняют в памяти 10% того, что читают; 20% того, что слышат; 30% того, что видят; 50% того, что слышат и видят. В тоже время при активном восприятии информации, учащиеся удерживают в памяти 80% того, что они говорят сами и 90% того, что они делают сами.
Современные требования к подготовке рабочих высокой квалификации предполагают формирование у учащихся интеллектуальных умений, творческого мышления, профессиональной самостоятельности, что не всегда обеспечивает традиционная система обучения, которая ставит основной целью накопления учащимися профессионально-технических учебных заведений определенной суммы знаний и умений и ориентирует мастеров производственного обучения и преподавателей на объяснение сущности новых понятий, принципов, правил, показ приемов деятельности, образца действия. Рассказ на вводном инструктаже показ приемов работы, закрепление практических умений путем пробного выполнения работ, текущий инструктаж и выполнение упражнений по готовым указаниям мастера развивают у учащихся репродуктивное, воспроизводящее мышление.
Творческое мышление формируется только в процессе собственной творческой деятельности. Профессионализм начинается при столкновении работника с профессиональной проблемой в соответствующей ситуации. Поэтому основу обучения, обеспечивающего творческое усвоение знаний и умений, составляет инструктирование, проводимое мастером путем постановки проблемных вопросов, решения познавательных задач, выполнения упражнений в сочетании с наглядностью, что побуждает учащихся к умственной деятельности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.