Нетрадиционные приемы мотивации и актуализации опорных знаний, как средство повышения эффективности производственного обучения, страница 13

Активные методы обучения резко улучшают запоминание материала. Одним из таких методов является урок-игра, как нетрадиционная форма организации урока. Цели такого урока самые серьезные, но занятия проводятся в игровой форме. Игра должна быть познавательной, являться стимулом для активной учебной работы.. Игровые формы представляют собой взаимодействие педагога и учащегося через реализацию определенного сюжета, при этом образовательные задачи включены в содержание игры.

Таким образом, изучив активные методы обучения и современные педагогические технологии, мое предпочтение было отдано игровой технологии, это мотивировалось тем, что урок проводился с учащимися 1 курса, уровень успеваемости у учащихся низкий, у учащихся не сформированы навыки самостоятельного умственного труда, нет умения вести дискуссию . И именно для урока обобщения и систематизации урок-конкурс, я считаю, будет более эффективен.


1.7.Формирование профессиональных умений у учащихся на

уроках производственного обучения

Содержание профессионального воспитания отбирается строго с учетом профессий, специальностей, уровня квалификации и уровня развития производства. Это есть соблюдение принципа профессиональной целесообразности.

Навыки – это автоматизированные действия. Умения – сплав навыков и знаний, определяющий качество выполнения любой деятельности, значительно более сложное образование, чем навык или знание, взятые в отдельности. Это осознанное использование системы навыков и знаний о них в деятельности в целом [5, с.55-56].

Содержание практической подготовки рабочих – это часть профессионально-трудового опыта, выраженная в практических действиях, составляющих сущность профессии (специальность).

Как видим из определения, практическая подготовка рабочих состоит в формировании у них практических действий – профессиональных навыков и умений. Профессиональные навыки – это отдельные операции и приемы трудовой деятельности, доведенные в результате упражнений до автоматизма. Профессиональные навыки всегда сложны, например, навык организации рабочего места, планирования труда, самоконтроля результата труда и т.д. Профессиональные умения – это совокупность навыков в соответствии с имеющимися знаниями причин и особенностей их формирования и использования. Профессиональные умения – это профессионально значимые комплексы навыков и знаний. Переход от профессиональных навыков к умениям и далее к их творческому использованию ведет к формированию профессионального мастерства.

Профессиональные умения и навыки принято формировать индуктивным путем: от простых к сложным, через постепенное накопление единичных – к комплексным. На основе усвоения профессиональных навыков и умений идет формирование целостной профессиональной деятельности. Учащимся предстоит освоить такие способы деятельности, которые отражали бы общественно-экономическое и культурное состояние производства и отрасли. В складывающейся профессиональной деятельности учащихся можно учить репродуктивным и творческим способам достижения результатов. 

В основе формирования профессиональной деятельности лежит освоение нормативно-одобренных способов деятельности. Это цепочка последовательных переходов от цели к программе деятельности, а от ее к продукту деятельности. Нормативно-одобренный способ деятельности включает в себя четыре компонента: цель- проект- план- продукт. Каждый компонент представляет собой определенный уровень построения практического результата деятельности. От компонента к компоненту возрастает конкретность действий. Цель – это только ответ на вопрос «Зачем?». Проект – это уже стратегия деятельности: ответ на вопросы «Что?», «Сколько?», «Когда?». План определяет практику деятельности и дает ответы на вопросы «Как?», «Где?», «Чем?», «Кому?». Освоить эту логику действий – значит освоить норматив, представляющий собой основу практически любой деятельности по любой профессии. Этот норматив раскрывается  через систему конкретных трудовых функций [5, с. 178] Процесс формирования профессиональных умений и навыков у учащихся включает в себя рад компонентов, которые могут быть представлены в виде структуры на рис.1.2.