педагогических работников пытаются определить эффективность процесса обучения учащихся [3, с.44]. У одних эти попытки оказываются более удачными, у других – менее. Нередко педагогические работники не могут точно и убедительно ответить на такие вопросы: 1) Каковы критерии и показатели оценки эффективности учебного процесса? 2) Какие диагностические средства следует использовать? 3) Каковы участники и сроки проведения мониторинга?
2. ОБЪЕКТЫ И ПОКАЗАТЕЛИ МОНИТОРИНГА
В УО «Лидское государственное профессионально-техническое училище № 235 приборостроения» объектами мониторинга являются:
1. материально – техническая и нормативно – правовая база училища;
2. кадровая обеспеченность, профессиональный уровень педагогических кадров и система повышения квалификации;
3. особенности контингента учащихся;
4. образовательные процессы (учебные планы и программы, уровень эффективности инновационной работы, творческие достижения ИПР);
5. результаты образовательного процесса (качественные и количественные показатели, достижение стандарта обученности: продолжения образования и удовлетворение образовательного заказа, творческие достижения учащихся и др.)
Объектом мониторинга одновременно являются учащийся, группа, курс, учреждение образования, обеспечивающее получение профессионально-технического образования и т.д.
Управлением образования Гродненского облисполкома и методическим центром в этом учебном году предложены критерии и показатели мониторинга качества деятельности учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, которые отображены в табл.1.
Таблица 1. Критерии и показатели мониторинга качества деятельности учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования
Критерии |
Показатели |
1 |
2 |
1.Качество подготовки лиц, поступивших в учреждение образования |
1.1 Средний балл в документе о базовом или среднем образовании 1.2 Средний балл по итогам входного и периодического контроля |
1.3 Динамика успеваемости |
|
1.4 Количество и процент призеров районных, областных и республиканских конкурсов и олимпиад и т.д., поступивших в УО |
|
2. Качество подготовки обучающихся в учреждении образования |
2.1 Количество и процент обучающихся, успевающих на «3 - 10» 2.2 Количество и процент обучающихся, успевающих на «6 - 10» |
2.3 Количество и процент обучающихся, успевающих на «6 - 10» по п/о |
|
Продолжение таблицы 1. |
|
1 |
2 |
2.4 Количество и процент обучающихся, успевающих на «6 - 10» по предметам специального цикла |
|
2.5 Количество и процент обучающихся, успевающих на «6 - 10» по предметам общепрофессионального цикла |
|
2.6 Количество и процент обучающихся в УО, ставших призерами районных, областных и республиканских конкурсов и олимпиад |
|
3. Качество подготовки выпускников |
3.1 Средний балл по результатам проверочных (пробных работ) |
3.2 Средний балл по результатам выпускного квалификационного экзамена 3.3 Количество и процент выпускников, получивших диплом с отличием |
|
3.4 Динамика успеваемости |
|
4. Востребованность и трудоустройство выпускников |
4.1. Востребованность выпускников на рынке труда |
4.2 Количество и процент договоров на подготовку кадров |
|
4.3 Коэффициент трудоустройства выпускников |
|
4.4 Количество выпускников, трудоустроившихся самостоятельно |
|
4.5 Количество выпускников, трудоустроившихся по направлению |
|
4.6 Количество выпускников, призванных на воинскую службу |
|
4.7 Количество выпускников, нетрудоустроенных |
|
4.8 Динамика трудоустройства выпускников |
|
5. Учебно-методическое обеспечение |
5.1 Обеспеченность КМО, информационными и программными продуктами и т.д. |
6. Материально-техническое обеспечение |
6.1 Обеспеченность учебными кабинетами и мастерскими 6.2 Обеспеченность компьютерами и компьютерными классами |
6.3 Обновление учебно-материальной базы |
|
6.4 Обеспеченность нуждающихся в общежитии |
|
7 Кадровое обеспечение |
7.1 Укомплектованность педагогическими кадрами |
Таблица 1. Окончание |
|
1 |
2 |
7.2 Текучесть кадров |
|
7.3 Обновление кадров |
|
7.4 Качественный состав ИПР: |
|
по образованию |
|
по стажу |
|
по категории |
|
возрастной состав |
|
повышение квалификации |
|
компьютерная грамотность |
|
участие в конкурсах, выставках и т.д. |
Каждое учебное заведение эти показатели и критерии берет за основу.
УО «Лидское государственное профессионально-техническое училище №235 приборостроения» ежегодно принимает участие в областном конкурсе на лучшую организацию работы учреждений, обеспечивающих получение профессионально – технического образования.
Для проведения мониторинга в училище разработано «Положение о проведении мониторинга качества образования». В качестве обязательных контрольных показателей, помимо рекомендуемых, приняты:
1. контингент на начало учебного года;
2. контингент на конец учебного года;
3. рейтинг учебных достижений;
4. степень знаний учащихся;
5. уровень усвоения материала;
6. количество учащихся, успевающих на «7 - 10»;
7. читаемость, в том числе специальной литературы и др.
Для расчета показателей 3 – 5 взята известная методика [6].
Модернизация профессионального образования должна предусматривать мероприятия, в том числе мониторинг трудоустройства и использования выпускников учреждений профессионального образования. Отсутствие такого мониторинга по разным уровням профессионального образования привело к перенасыщению рынка труда работниками с юридическим и экономическим образованием, к острой нехватке кадров по массовым рабочим профессиям, особенно технического профиля. Поэтому периодическое проведение указанного мониторинга позволит предотвратить или смягчить негативные ситуации на рынке труда [13, с.28].
3. ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Мониторинговые исследования включают три этапа:
1 этап – подготовительный:
1. определение объекта мониторинга;
2. постановка цели;
3. определение критериев оценки результатов мониторинга;
4. разработка инструментария для проведения мониторинга и механизма отслеживания.
2 этап – практический (сбор информации):
1. анализ документов;
2. изучение информационно – педагогического банка данных училища
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.