Анализ рынка потребительских товаров: Учебное пособие, страница 30

Продолжение таблицы 7

А

Б

В

4. Не удовлетворяется, растет ускоренными, одинаковыми темпами

Рынок далек от насыщения, высокие темпы роста спроса сохраняются

Показательная функция:

У = а0 + а12 t

У

t

5. Не удовлетворяется в значительной мере, растет при увеличении темпов роста продаж

Рынок далек от насыщения, товар относится к категории дефицитного, производство и продажа растут высокими темпами, и такая тенденция сохраняется

Парабола 2 порядка:  У = а0 + а1 t + а2 t2

У

                                                                                                                            t

Примечание: Следует отметить, что в работах некоторых западных маркетологов не рекомендуется проводить экстраполирование прошлых явлений и тенденций на перспективу, поскольку динамично развивающийся рынок и увеличение числа факторов неопределенности резко уменьшают эффективность этого метода.[5]

Наиболее подробно рассмотрим количественные методы прогнозирования покупательского спроса на отдельные товарные группы на рынке потребительских товаров.

При прогнозировании спроса на отдельные товары на практике часто используют коэффициенты эластичности, которые позволяют существенно упростить расчеты и сделать результаты более точными.

Коэффициент эластичности (К эл) определяется по следующей формуле:

К эл = ((у1 – у0) / у0) / ((х1 – х0) / х0),                                                    (35)

где у1, у0 – объем спроса, потребления, товарооборота на отдельную товарную группу в расчете на душу населения в текущем (1) или (0) базисном годах, в руб., или %;

х1, х0 – фактор, определяющий объем спроса, т.е. (денежные доходы, покупательные фонды, общий объем товарооборота, оборот продовольственных или непродовольственных товаров) в расчете на душу населения в текущем (1) или (0) базисном годах, в руб., или %;

Полученный коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменится спрос (потребление, товарооборот) на отдельную группу товаров при изменении факторов его определяющих на 1%.

Если предположить, что факторы, формирующие спрос на эту товарную группу в прогнозируемом периоде существенно не изменятся, то темп прироста спроса в прогнозируемом периоде можно рассчитать следующим образом:

Т пр. с. = К эл хТ пр. ф.,                                                                          (36)

где    Т пр. с – темп прироста спроса (потребления) на товарную группу в расчете на душу населения в прогнозируемом периоде, %

Т пр. ф. – темп прироста фактора (доходов, покупательных фондов, товарооборота) в расчете на душу населения в прогнозируемом периоде, %.

Общий объем спроса на товарную группу в прогнозируемом периоде определяется исходя из темпа роста спроса в расчете на душу населения (100 + Т пр. с) и темпа роста численности населения (100 + Т пр. ч.):

С пр. = С тек. х ((100 + Т пр. с) / 100) х ((100 + Т пр. ч.) / 100),           (37)

где С пр. и С тек. – общий объем спроса на товарную группу в прогнозируемом периоде и текущем году, тыс. руб.

По товарам длительного пользования для определения первичного спроса рассчитывают коэффициент эластичности обеспеченности населения этими товарами (К эл.):

К эл = ((О1 – О0) / О0) / ((х1 – х0) / х0),                                                (38)

где О1, О0 – обеспеченность населения товарами длительного пользования в расчете на 100 семей в текущем (1) или (0) базисном годах, в натуральном выражении.

Рассчитанный коэффициент эластичности обеспеченности показывает, на сколько процентов изменится обеспеченность товарами длительного пользования при изменении денежных доходов (покупательных фондов, общего объема товарооборота, продажи непродовольственных товаров) на 1%.

Предполагаемый темп изменения обеспеченности населения товарами длительного пользования (D Оп) определяется исходя из прогнозируемого темпа прироста доходов (покупательных фондов, общего объема товарооборота, продажи непродовольственных товаров) (D Хп) и полученного коэффициента эластичности (К эл.):