Анализ рынка потребительских товаров: Учебное пособие, страница 24

Вывод: Индекс Херфиндаля – Хиршмана равен 0,2574, т.е рынок алкогольной продукции является достаточно конкурентным.

Пример 6. Рассчитать дисперсию рыночных долей предприятий, занимающихся реализацией бытовой техники на рынке города, если известно, что из всех работающих предприятий – 10 являются крупнейшими на рынке. Рынок достаточно конкурентен, индекс Херфиндаля – Хиршмана равен 0,3.

Решение: Дисперсия рыночных долей  рассчитывается на основе формулы (27), когда известен индекс Херфиндаля – Хиршмана.

0,3 = (1 / 10) * (1 + V2), тогда

V 2 = (0,3 / 0,1) – 1 = 2

Таким образом, дисперсия рыночных долей предприятий, занимающихся реализацией бытовой техники равна 2. Данная  величина дисперсии показывает, что рынок является достаточно концентрированным, на нем  сильна власть крупных предприятий.

Пример 7. Рассчитать дисперсию рыночных долей предприятий, занимающихся реализацией бытовой техники на рынке города, если известно, что из всех работающих предприятий – 10 являются крупнейшими на рынке. Рынок достаточно конкурентен, индекс Херфиндаля – Хиршмана равен 0,3.

Решение: Дисперсия рыночных долей  рассчитывается на основе формулы (27), когда известен индекс Херфиндаля – Хиршмана.

0,3 = (1 / 10) * (1 + V2), тогда

V 2 = (0,3 / 0,1) – 1 = 2

Таким образом, дисперсия рыночных долей предприятий, занимающихся реализацией бытовой техники равна 2. Данная  величина дисперсии показывает, что рынок является достаточно концентрированным, на нем  сильна власть крупных предприятий.

Пример 8. Рассчитать индекс Холла – Тайдмана для предприятий, оказывающих авиатранспортные услуги, если все предприятия отранжированы по следующей схеме:

Наименование предприятия

«К»

«С»

«В»

Ранг (степень значимости на рынке)

1

0,9

0,8

Доля, занимаемая на рынке, %

60

30

10

Решение: Индекс Холла – Тайдмана рассчитывается:

НТ = 1 / (2 * (1 * 0,6 + 0,9 * 0,3 + 0,8 * 0,1) – 1) = 1 / 0,9 = 1,11

Рынок авиатранспортных услуг является высокомонополизированным, т.к. имеет четкие границы своей деятельности, и степень охвата доли рынка.

Задания для самостоятельной работы студентов по теме: “Анализ показателей структуры рынка потребительских товаров”

Задача 1

Мясоперерабатывающий завод получает 270 млн. руб. выручки в год от своей деятельности. При этом он использует 1000 ед. капитала, стоимостью 1 млн. руб. каждый. Амортизация составляет 6%, расходы на оплату труда и др. затраты составляют 43,5 млн. руб. Рассчитать индекс Бейна (норму доходности на вложенный капитал) и сделать вывод. В задаче учесть возможность инвесторов вложить средства в конкурентную отрасль, которая дает 12% доходности. Оценить влияние мясоперерабатывающего завода на развитие отрасли и определить его рыночную власть. Рассчитать прибыль (убыток) от инвестиционной деятельности в конкурентную отрасль.

Задача 2

Завод по производству молока и молочной продукции получает 130 млн. руб. выручки в год от своей деятельности. При этом он использует 10 ед. капитала, стоимостью 10 млн. руб. каждый. Амортизация составляет 8,5%, расходы на оплату труда и др. затраты составляют 37,6 млн. руб. Рассчитать норму доходности на вложенный капитал и сделать вывод. В задаче учесть возможность инвесторов вложить средства в конкурентную отрасль, которая дает 6% доходности. Оценить влияние завода по производству молока и молочной продукции на развитие отрасли и определить его рыночную власть. Рассчитать прибыль (убыток) от инвестиционной деятельности в конкурентную отрасль.

Задача 3

На рынке обуви фирма «С» занимает около 35% от общего объема продаж, причем рынок является конкурентным. Доказать верно ли это утверждение, если известно, что цена неконкурентного рынка на обувь составляет 800 руб. за одну пару, а конкурентного рынка – 1200 руб. Рассчитать индекс Лернера и сделать соответствующий вывод.

Задача 4