Анализ рынка потребительских товаров: Учебное пособие, страница 19

2.  Капитализация монопольной прибыли. Бухгалтерское определение издержек искажается нередко из-за включения капитализированной монопольной прибыли.

3.  Оценка издержек на рекламу и научно-конструкторские разработки. Эти издержки по влиянию на поведение фирмы подобны капитальным издержкам: они затрачиваются в один год, а доход могут приносить в течение нескольких лет.

4.  Учет налога на прибыль. Поскольку фирмы платят налог на прибыль, инвесторов интересует только та величина, которая остается у фирмы за вычетом налогов. Конкуренция среди инвесторов приводит к выравниванию нормы прибыли после уплаты налога для различных видов активов. Если активы подвергаются налогообложению по различным ставкам, то норма доходности на активы без учета налогов будет сильно варьировать даже в условиях конкурентных рынков.

5.  Учет риска. Адекватное сравнение норм доходности требует учета рискованности вложений капитала, поскольку различия в нормах могут вызываться не столько конкурентными причинами, сколько разной степенью рискованности проектов в разных отраслях.

Американские ученые Фроменти и Йоргенсон вычислили нормы доходности для ряда отраслей промышленности США за период с 1948 по 1976 годы.

Таблица 2

Нормы доходности в американской промышленности с 1948-1976г.г.

Отрасль

Норма доходности, %

Автомобильная промышленность

29

Добыча нефти

12

Пищевая промышленность

10

Розничная торговля

10

Сельское хозяйство

7

Текстильная промышленность

9

Химическая промышленность

13

Источник: Fraumenti B.M., Jorgenson D.W. Rate of Return by Industrial Sector in the United States, 1948-1976 // American Economic Review, 1980.  № 70, p. 326-330.

Индекс Лернера

Индекс Лернера определяется как разница в ценах конкурентного и неконкурентного рынков по отношению к неконкурентной цене:

Л = (Цнк – Цк) / Цнк,                                                                                (22)

где      Л – индекс Лернера;

Цнк – цена неконкурентного рынка, тыс. руб.;

Цк – цена конкурентного рынка, тыс. руб.

Индекс Лернера измеряется в абсолютных значениях от 0 до 1. Для совершенно конкурентного рынка он принимает значение нуля, (рыночная власть фирмы отсутствует), для рынка работающей конкуренции приближается к нулю (0,1 – 0,2), для рынка монопольной конкуренции (0,3-0,5), для олигопольного рынка (0,6-0,8), а для монополии приближается к 1.

Средний для отрасли индекс Лернера будет вычисляться по формуле:

Л = - ННИ / Е,                                                                                            (23)

где      ННИ – индекс Херфиндаля – Хиршмана (будет рассмотрен далее);

Е – ценовая эластичность спроса.

Взаимосвязь между показателем концентрации (индексом Херфиндаля – Хиршмана) и показателем монопольной власти является главным достоинством индекса Лернера, так как позволяет рассчитывать качественные показатели, характеризующие состояние рынка потребительских товаров, используя минимум информации и времени для проведения исследования.

Чем выше значения индекса Лернера, тем сильнее накладываются ограничения на отрасль или рынок конкретного товара, тем жестче условия его продвижения и реализации.[2]

Индекс Тобина

Индекс Тобина рассчитывается как отношение рыночной (внешней) стоимости активов предприятия к внутренней стоимости ее активов (восстановительной стоимости).

Ит = РА / ВА,                                                                                             (24)

где       Ит – индекс Тобина;

РА – рыночная стоимость активов предприятия, тыс. руб.;

ВА – восстановительная стоимость активов предприятия, тыс. руб.

Для конкурентного рынка, чем выше индекс Тобина, тем сильнее власть предприятий или отрасли на рынке. Если индекс меньше 1, это означает неблагоприятные для нее времена, т.е. возможно, предприятие торговли находится на грани банкротства, и рынок не желает иметь с ней дело. Иными словами, индекс Тобина показывает, насколько надо изменить (уменьшить или увеличить) цену, чтобы рынок стал конкурентным.