Анализ рынка потребительских товаров: Учебное пособие, страница 21

Данный показатель измеряется в абсолютных значениях. При К > 1 концентрация отсутствует, рынок является конкурентным; при К< 1 наблюдается высокая степень концентрации на рынке, рыночная власть предприятий велика.

Для России значения коэффициента относительной концентрации представлены в таблице 5.

Эти данные показывают, что лишь в цементной промышленности уровень концентрации не является опасным, в четырех отраслях он свидетельствует о наличии определенной концентрации, а в трех (черной и цветной металлургии и автомобильной промышленности), конкуренция ослаблена значительно.

Таблица 5

Коэффициент относительной концентрации для ряда отраслей экономики России

Наименование отрасли

Значения коэффициентов

Энергетическое машиностроение

1,26

Приборостроение

1,16

Автомобильная промышленность

0,65

Черная металлургия

0,87

Цветная металлургия

1,01

Цементная промышленность

2,06

Обувная промышленность

0,92

Трикотажная промышленность

1,08

Источник: Монополизм и антимонопольная политика. М.: Наука, 1994. С. 238-240.

Индекс Херфиндаля – Хиршмана

Индекс Херфиндаля – Хиршмана определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке:

HHI = å ni = 1х [ qi] Ù 2,                                                                           (27)

где      HHI – индекс Херфиндаля – Хиршмана;

qi – доля производства (реализации) данного предприятия в объеме выпуска (сбыта) отрасли.

Данный показатель измеряется в долях и принимает значения в таком диапазоне:

1 / n < HHI > 1,                                                                                           (28)

где n – число предприятий, действующих в отрасли.

Чем меньше значения принимает индекс для данного рынка, тем сильнее конкуренция на рынке, тем меньше концентрация и тем слабее рыночная власть предприятий. Для конкурентного рынка (принимается, что n = 100) значение показателя HHI = 0,01 приближается к 0, для монопольного рынка к 1. Данный показатель характеризуется примерно теми же значениями по отдельным рыночным структурам, что и индекс Лернера.

Коэффициент энтропии

Коэффициент энтропии характеризует долю предприятия, взвешенную по натуральному логарифму обратной ей величины:

Е = å [si х ln (1 / si)],                                                                                 (29)

где si – доля предприятия на рынке.

Коэффициент энтропии измеряет степень неопределенности на рынке: чем больше величина показателя, тем больше экономическая неопределенность, тем в меньшей степени предприятие уверено в своем положении на рынке, то есть тем более конкурентным является рынок. Следовательно, чем больше коэффициент энтропии, тем ниже уровень концентрации на рынке. Для рынков, на которых действует разное число предприятий, применяется не абсолютная, а относительная величина коэффициента:

Е0 = Е / ln (n),                                                                                            (30)

где ln (n) – показывает максимально возможную энтропию для данного числа предприятий.

Относительный коэффициент энтропии измеряется в долях и принимает значение от 0 до 1. И здесь действует правило: чем выше значение показателя, тем менее концентрированным является рынок.

Дисперсия рыночных долей

Дисперсия определяется как отклонения рыночных долей всех предприятий рынка:

V = n х å ni = 1 х (qi – 1 / n)2,                                                              (31)

где      V – дисперсия рыночных долей;

n – число предприятий в отрасли;

qi – рыночная доля i-того предприятия.

Показатель дисперсии измеряется в абсолютных значениях и может принимать любые значения. Он характеризует возможную рыночную власть предприятий через неравенство их размеров. Чем больше величина дисперсии, тем более неравномерным и, следовательно, более концентрированным является рынок, тем слабее конкуренция и тем сильнее власть крупных фирм на рынке.