А) впервые осуществленные на момент замера емкости рынка;
Б) повторно приобретаемые товары на замену старых;
В) приобретаемые дополнительно к уже имеющимся товарам на момент определения емкости рынка;
Г) в случае снятия товара с продажи, по причине его морального износа.
18. Дополнительные продажи при определении емкости рынка зависят от следующих факторов:
А) роста доходов населения;
Б) скорого ухода товара с рынка;
В) изменения численности населения;
Г) изменения объема первичных продаж.
19. По формам собственности рынок делится на:
А) бартерный; Б) частный;
В) производственных предприятий; Г) сферы обслуживания.
20. По объектам рынок подразделяется на:
А) рынок средств производства;
Б) рынок продовольственных товаров;
В) рынок потребителей.
2. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРАКТИКЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Эластичность представляет собой величину, которая характеризует степень чувствительности какого – либо одного показателя к изменению другого показателя. Фирме для выбора правильного типа поведения на рынке по отношению к спросу необходимо знать, каким образом величина спроса (количество продаж) реагирует на рост или сокращение цены данного товара, цен продуктов, продаваемых конкурентами, изменение дохода потребителя. С этой целью используются показатель эластичности спроса по цене (прямая и перекрестная) и эластичность спроса по доходу.
Расчет прямой ценовой эластичности спроса возможен на основе данных наблюдения при сопоставлении изменения цены товара и величины спроса на него:
. (15)
где К эл- коэффициент эластичности;
У1, У0 – объем спроса, потребления, товарооборота в расчете на душу населения в отчетном (1) или (0) базисном годах, в руб., или в %;
Х1, Х0 – фактор, определяющий объем спроса – цена, величина покупательных фондов, товарооборот по укрупненным товарным группам в расчете на душу населения в отчетном (1) или (0) базисном годах, в руб., или в %.
Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменится спрос, при изменении фактора, его определяющего на 1 %.
Ценовая эластичность спроса отрицательна, поскольку для большинства товаров изменение цены и величины спроса взаимодействуют в противоположных направлениях, согласно закону спроса.
Факторы, влияющие на эластичность спроса
К факторам, влияющим на ценовую эластичность спроса, можно отнести следующие:
1. Наличие товаров-заменителей: чем больше товаров-заменителей есть у данного продукта, тем выше возможность для потребителя для перехода на потребление другого товара, при повышении цены данного продукта, тем больше, следовательно, эластичность спроса.
2. Уникальность товара: чем более уникальным является данный товар (т.е. чем в меньшей степени его свойства могут быть воспроизведены другими изделиями), тем выше эластичность спроса.
3. Трудность / легкость сопоставления данного товара с товарами конкурентов: чем труднее сопоставить свойства продукта с конкурирующими товарами (т.е. чем в меньшей степени их отличия являются существенными), тем выше эластичность спроса.
4. Доля затрат на данный товар в общем объеме расходов потребителя: чем больше доля расходов на покупку данного товара, тем труднее потребитель принимает решение о покупке товара при повышении его цены, тем выше эластичность спроса.
5. Доля затрат на данный товар в издержках производства конечного продукта (для сырья, материалов): чем большую долю занимают затраты на товар в производстве какого-либо продукта, тем труднее его заменить, тем ниже эластичность промежуточного спроса на него.
6. Доля расходов на товар, которые платит сам покупатель (например, в страховом деле): чем выше доля расходов на товар, которую оплачивает непосредственно покупатель, тем чувствительнее становится он к изменению цены товара и тем выше эластичность его спроса.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.