Анализ рынка потребительских товаров: Учебное пособие, страница 15

На основе полученных данных, отметим что, спрос на пирожное при разных уровнях цен неэластичен, максимальным значением является –8, при котором цена и объем продаж совпадают и равны 15 руб./ед.

Пример 4.  Фирма, занимающаяся реализацией фруктов, решила увеличить выручку от продажи апельсинов, подняв цену с 25 до 31 руб. за килограмм. При этом объем продаж за день сократился с 220 до 170 килограммов. Удалось ли фирме достичь поставленной цели и как это характеризует эластичность спроса по цене на апельсины?

Решение:  1. Определим коэффициент эластичности по цене на апельсины:

Кэл. = ((170 – 220) / 220) / ((31 – 25) / 25) = - 0,227 / 0,24 = - 0,946

Спрос на апельсины равен –0,946, т.е является неэластичным.

2.  Определим выручку от продажи до изменения цены:

В0 = 25 х 220 = 5500 (руб.)

3.  Определим выручку от продажи после изменения цены:

В1 = 31 х 170 = 5270 (руб.)

4.  Определим результат, который получит фирма, от изменения цены на апельсины:

Результат = 5270 – 5500 = - 230 (руб.)

Фирме не удалось достигнуть поставленной цели, т.е увеличить выручку от продажи апельсинов, так как в результате увеличения цены на 6 рублей, произойдет существенное снижение объемов реализации за день на 50 кг, что приведет к потерям продавца на 230 рублей в день.


Задания для самостоятельной работы студентов по  теме: “Эластичность спроса и ее использование в практике

коммерческой деятельности ”

Задача 1

До повышения цен на моющие средства за день продавалось 400 пачек стирального порошка, после повышения цены с одиннадцати до   восемнадцати  рублей за пачку, продажа сократилась  до 300 пачек в день. Рассчитать коэффициент эластичности спроса по цене на моющие средства. Сделать соответствующий вывод.

Задача 2

При цене 12 рублей издательство может продать 10000 экземпляров книги, а при цене 15 рублей – 9000. Рассчитайте коэффициенты дуговой и точечной эластичности спроса по цене.

Задача 3

Владелец видео зала хочет максимизировать выручку от продажи входных билетов. В его распоряжении находится следующая информация:

Цена

Количество посетителей

Общая выручка

Коэффициент эластичности

1

2

3

4

5

25

10

20

12

18

14

16

16

14

18

12

20

10

22

8

24

6

26

4

28

2

30

0

·  Исходя из данных о спросе, рассчитайте общую выручку. Затем оцените (не производя расчеты) значения ценовой эластичности спроса, пользуясь знаниями о направлении изменения цены и общей выручки. Рассчитайте по одному коэффициенту эластичности на каждом из отрезков (эластичном и неэластичном), чтобы проверить свои оценки.

·  Нарисуйте графики спроса и общей выручки. Прокомментируйте их взаимосвязь.

Задача 4

В 1957 году производители легковых автомобилей продавали в США около 6 млн. машин по цене 2,5 тыс. долларов. Президент Юнайтед Авто Уокерз Вальтер Ротер предложил крупнейшим компаниям снизить цены на 100 долларов, что, по его мнению, должно привести к увеличению объемов продаж на 1 млн. автомобилей, не снизив прибыли компаний. Из какой величины эластичности спроса на автомобили исходил в своих расчетах г-н Ротер? Обсуждая предложения Ротера, г-н Теодор Итемн из компании “Форд Моторз” заметил, что согласно статистическим исследованиям эластичность спроса на автомобили колеблется от –0,5 до –1,5. К чему приведет снижение цены на 100 долларов в этих случаях?

Задача 5

При изменении цены товара А со 110 руб. до 115 руб., количество потребляемого товара Б изменилось с 1100 до 1750 ед. Чему равен коэффициент перекрестной эластичности? Определите характер взаимосвязи товаров.