Построение прогноза на основе поведения покупателя связано с проведением пробных рыночных испытаний товаров для того, чтобы получить данные о возможной реализации их в будущем и реакции покупателей на них.
Прогноз является искусством предвидения того, что покупатели будут делать в определенных условиях, при наличии необходимых ресурсов и желания приобрести тот или иной товар. Существенными изменениями, влияющими на величину прогнозируемого покупательского спроса, являются изменения в макросреде (изменение общего уровня технологий, экологических требований к выпускаемым товарам и др.), а также рыночных условий (изменение платежеспособности рынка, поведения конкурентов, потребностей покупателей и др.). Такие изменения трудно спрогнозировать непосредственно при изучении конкретного потребительского рынка, однако возможно при разработке долгосрочной стратегии развития покупательского спроса на потребительском рынке.
Так как рыночный спрос имеет многофункциональную природу, то для его прогнозирования необходимо по результатам анализа рынка выделить ключевые факторы, определяющие его динамику. Затем нужно оценить степень их влияния на спрос и составить прогноз эволюции факторов в будущем. После выполнения этих процедур осуществляется прогноз спроса на основе различных методов.
Методы прогноза спроса классифицируются по различным критериям. Наиболее широко применяется различие между качественными и количественными методами. Для прогнозов используются также интервью со специалистами и творческие методы генерации идей. Рассмотрим некоторые методы прогнозирования покупательского спроса на основе выделенного подхода.
Более подробно остановимся на количественном методе прогнозирования спроса с помощью экстраполяции, так как он позволяет построить математическую и графическую модели спроса и тенденции его изменения. Методы экстраполяции применяются обычно в тех случаях, когда информация о прошлом имеется в достаточном количестве и выявлены устойчивые тенденции изменения спроса. Этот вариант основан на гипотезе о сохранении в будущем сложившихся ранее тенденций. Такой подход к прогнозированию носит название генетического и предполагает использование эконометрических моделей. В большинстве исследований товарных рынков в качестве важнейшего фактора, определяющего развитие рынка, в модели вводится временной фактор (тренд). Процедура экстраполяции тенденций
Таблица 6
Методы прогнозирования покупательского спроса, имеющие комплексный характер применения к исследованию рынка
Метод |
Определение |
Формы |
Экономический пример |
Преимущества и недостатки |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
1. Количественные методы прогноза |
Оценка развития на будущее на основе прошлых данных с помощью статистических и математических методов |
Кратко- и среднесрочные |
Получение количественных данных на будущее. Опора на данные прошлых периодов. Необходимо ярко выраженное структурирование исходной задачи. |
|
Экстраполяция тренда |
Проекция данного временного ряда развития спроса на будущее |
Краткосрочные |
Развитие сбыта или прибыли для определенного периода времени |
Невысокие затраты, быстрое получение данных. Резкие изменения тренда, низкий потенциал раннего обнаружения. |
Прогнозы на основе индикаторов |
Оценка хода развития процесса, мало зависящего от самого предприятия, на базе одной или нескольких предпосылок |
Кратко- и среднесрочные |
В основном применяется в отраслях, производящих средства производства; оценка поступления заказа на основе анализа инвестиционного климата и поступления заказов в отраслях, потребляющих продукцию. |
Более раннее обнаружение изменение тренда, чем при экстраполяции. Трудность в отыскании подходящих индикаторов. Стабильность связей между индикаторами. |
Регрессионный анализ |
Метод определения направления и силы связи между зависимыми и независимыми переменными |
Простая и многофакторная регрессии эконометрические модели. Краткосрочные. |
Оценка доли рынка (зависимая переменная) при различных расходах на рекламу и цене (независимые переменные) |
Невысокие расходы. Взаимозависимость независимых переменных. |
Балансовый метод, на основе формулы «баланса товарных ресурсов» |
Запасы на начало + поступление товаров = реализация товаров + запасы на конец периода + документарное выбытие товаров |
От среднесрочных прогнозов до долгосрочных. |
В связи с активной миграцией денежных средств в регионах возможны результаты, требующие дополнительной корректировки. Высокая трудоемкость расчетов. |
Высокая точность расчетов при сборе качественной информации. Возможность рассчитать любой из пяти показателей формулы. Работа со статистическими источниками информации при анализе и движении денежных доходов населения. |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.