Анализ рынка потребительских товаров: Учебное пособие, страница 29

Продолжение таблицы 6

А

Б

В

Г

Д

Нормативный метод

На основе определения рациональных норм и нормативов потребления основных продуктов питания и непродовольственных товаров в расчете на душу населения за конкретный период времени.

От среднесрочных прогнозов до долгосрочных.

Отсутствуют рационально обоснованные нормы и нормативы потребления товаров, неточность расчетов.

Простота расчетов, используется в первоначальный период работы предприятия, или при возобновлении работы, связанной с реализацией товаров.

Экономико-математические методы

На основе построения одно-, двух-, или многофакторной модели динамики изменения спроса на предстоящий период.

От краткосрочных прогнозов до долгосрочных

Проблема сбора и обработки соответствующей информации. Большие затраты предприятия на проведение исследования.

Высокая точность расчетов, высокая скорость обработки данных при наличии ЭВТ, возможность отследить развитие процессов в динамике.

2. Качественные методы прогноза

Оценка, словесное формулирование будущего характера спроса с помощью знаний человека и интуиции. Экспертные оценки.

От среднесрочных до долгосрочных.

Подходит для комплексных, плохо структурируемых проблем. Нет необходимости в числовом выражении исходных данных. Ограниченная объективность и надежность.

Экспертные методы: Дельфи-метод

Форма опроса экспертов, при которой их анонимные ответы собираются в течение нескольких туров и через ознакомление с промежуточными результатами получают групповую оценку интересующего показателя.

Долгосрочные

Производство, реализация товаров, при различных значениях влияющих факторов.

Наглядность результатов, привлечение экспертов по интересующим проблемам, анонимность участников. Негибкая методика, большая трудоемкость процесса, непредсказуемость технических изменений, влияющих на выпуск товаров.

Сценарии

Прогноз развития и будущего состояния факторов, влияющих на работу предприятия и определение возможных действий продавца на рынке.

Долгосрочные

Исследования на будущее и видение конкретного товара в будущем.

Подходит для комплексных проблем, требующих генерации идей при создании новых продуктов. Высока доля субъективных оценок, затруднена проверка процесса.

Методы социологии.

Изучение мнений потенциальных потребителей на основе анкетирования, интервьюирования, различных панельных обследований.

От среднесрочных прогнозов до долгосрочных

Общение с непосредственными покупателями товаров, выявление причин неудовлетворенного спроса.

Большая трудоемкость выполняемых работ (составление, анализ  анкет, обработка данных). Высокая вероятность не возврата анкет.


предполагает выбор трендовых моделей прогнозирования и формы кривых, наиболее близко описывающих ряд эмпирических данных. В таблице 7 приводится схема выбора трендовых моделей прогнозирования в зависимости от основных тенденций развития покупательского спроса.

Таблица 7

Схема выбора трендовых моделей прогнозирования покупательского спроса

Степень удовлетворения спроса и основная тенденция его развития

Гипотеза развития рынка

Модель прогнозирования и ее графическое изображение

А

Б

В

1. В основном удовлетворен и растет равномерно

При должном и своевременном обновлении ассортимента товаров, тенденция роста сохраняется

Прямая: у = а0 + а1 + t

Y

t

2. Удовлетворяется и растет, но приросты уменьшаются

Рынок насыщен, уровень обеспеченности близок к рациональному нормативу, тенденции замедления роста спроса сохраняются

Логарифмическая функция: у = а0 + а1log t

У

t

3. Удовлетворяется и снижается

Товар вытесняется с рынка другими товарами или приобретается определенным сегментом рынка, численность которого уменьшается. Тенденция сохранится в будущем.

Гипербола: у = а0 + (а1 / t)

У

t