Продолжение таблицы 6
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Нормативный метод |
На основе определения рациональных норм и нормативов потребления основных продуктов питания и непродовольственных товаров в расчете на душу населения за конкретный период времени. |
От среднесрочных прогнозов до долгосрочных. |
Отсутствуют рационально обоснованные нормы и нормативы потребления товаров, неточность расчетов. |
Простота расчетов, используется в первоначальный период работы предприятия, или при возобновлении работы, связанной с реализацией товаров. |
Экономико-математические методы |
На основе построения одно-, двух-, или многофакторной модели динамики изменения спроса на предстоящий период. |
От краткосрочных прогнозов до долгосрочных |
Проблема сбора и обработки соответствующей информации. Большие затраты предприятия на проведение исследования. |
Высокая точность расчетов, высокая скорость обработки данных при наличии ЭВТ, возможность отследить развитие процессов в динамике. |
2. Качественные методы прогноза |
Оценка, словесное формулирование будущего характера спроса с помощью знаний человека и интуиции. Экспертные оценки. |
От среднесрочных до долгосрочных. |
Подходит для комплексных, плохо структурируемых проблем. Нет необходимости в числовом выражении исходных данных. Ограниченная объективность и надежность. |
|
Экспертные методы: Дельфи-метод |
Форма опроса экспертов, при которой их анонимные ответы собираются в течение нескольких туров и через ознакомление с промежуточными результатами получают групповую оценку интересующего показателя. |
Долгосрочные |
Производство, реализация товаров, при различных значениях влияющих факторов. |
Наглядность результатов, привлечение экспертов по интересующим проблемам, анонимность участников. Негибкая методика, большая трудоемкость процесса, непредсказуемость технических изменений, влияющих на выпуск товаров. |
Сценарии |
Прогноз развития и будущего состояния факторов, влияющих на работу предприятия и определение возможных действий продавца на рынке. |
Долгосрочные |
Исследования на будущее и видение конкретного товара в будущем. |
Подходит для комплексных проблем, требующих генерации идей при создании новых продуктов. Высока доля субъективных оценок, затруднена проверка процесса. |
Методы социологии. |
Изучение мнений потенциальных потребителей на основе анкетирования, интервьюирования, различных панельных обследований. |
От среднесрочных прогнозов до долгосрочных |
Общение с непосредственными покупателями товаров, выявление причин неудовлетворенного спроса. |
Большая трудоемкость выполняемых работ (составление, анализ анкет, обработка данных). Высокая вероятность не возврата анкет. |
предполагает выбор трендовых моделей прогнозирования и формы кривых, наиболее близко описывающих ряд эмпирических данных. В таблице 7 приводится схема выбора трендовых моделей прогнозирования в зависимости от основных тенденций развития покупательского спроса.
Таблица 7
Схема выбора трендовых моделей прогнозирования покупательского спроса
Степень удовлетворения спроса и основная тенденция его развития |
Гипотеза развития рынка |
Модель прогнозирования и ее графическое изображение |
А |
Б |
В |
1. В основном удовлетворен и растет равномерно |
При должном и своевременном обновлении ассортимента товаров, тенденция роста сохраняется |
Прямая: у = а0 + а1 + t Y t |
2. Удовлетворяется и растет, но приросты уменьшаются |
Рынок насыщен, уровень обеспеченности близок к рациональному нормативу, тенденции замедления роста спроса сохраняются |
Логарифмическая функция: у = а0 + а1log t У t |
3. Удовлетворяется и снижается |
Товар вытесняется с рынка другими товарами или приобретается определенным сегментом рынка, численность которого уменьшается. Тенденция сохранится в будущем. |
Гипербола: у = а0 + (а1 / t) У t |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.