В послевоенные годы дорога получила новое техническое оснащение, позволившее значительно увеличить провозную и пропускную способность. Внедрение электровозной тяги началось в 1945 году на участке Челябинск – Златоуст. В1949 году электрифицирован участок Златоуст – Кропачево, а затем Курган – Макушино, Челябинск – Курган (1957 г.), Макушино- Исилькуль(1961 г.), в результате чего весь путь от Москвы до Байкала протяжённостью 5400 км был полностью переведён на электрическую тягу. На участках Челябинск – Свердловск, Челябинск – Троицк – Карталы – Магнитогорск к началу 70-х годов была введена тепловая тяга. В те же годы на ряде участков проложены вторые пути, реконструированы Челябинский, курганский, Магнитогорский и другие узлы. Сдачей в 1980 году в эксплуатацию линии Самара – Мурапталово и в 1981 году линии Красногвардеец – Новоперелюбская закончилось формирование границ дороги.
В настоящее время ЮУЖД проходит по территории семи субъектов Российской Федерации (Челябинская область- 1728,1 км; Курганская область 744,6 км; Оренбургская область-1340 км; Самарская область - 210,5 км; Башкортостан - 285,7 км; Свердловская область - 33 км; Омская - 13,7 км), а также по территории Казахстана - 446,9 км.
Общая эксплуатационная длина дороги - 4806,6 км.
Управление дороги в Челябинске. В состав дороги входят 4 отделения: Челябинское, Оренбургское, Курганское, Петропавловское. Основные узловые станции: Челябинск, Курган, Петропавловск, Карталы, Магнитогорск, Орск, Оренбург, Бердяуш.
Дорога – одна из важнейших магистралей в юго-восточном районе России.
Составляя 5,6% от общей эксплуатационной длины сети ж.д. (2001 г.), дорога выполняет
8,4% общественного грузооборота, грузонапряженность дороги в 1,5 раза превышает среднесетевую, на отдельных участках в 5 раз. Дорога обслуживает более 2 тысяч только крупных и средних предприятий Южно – Уральского региона, и в год перевозит более 70 миллионов тонн грузов. Особое внимание уделяется нашим пассажирам. 23 поезда формирования ЮУЖД, в том числе 7 фирменных, могут доставить пассажиров с комфортом в любую точку не только России, но и ближайшего Зарубежья.
Приписной парк магистральных тепловозов состоит из локомотивов серии 2ТЭ10, маневровая работа выполняется в основном тепловозами ЧМЭЗ. В пригородном сообщении эксплуатируются электропоезда ЭР2, ЭР9П, ЭР9Е, ЭР2Т, ЭТ2. Локомотивный парк: электровозов-397, тепловозов-360. В 2000 году электрифицированные линии составили на дороге 61,5%(в 1,3 раза больше среднесетевого, выполняют около 91% грузооборота), дорога обслуживается электровозами переменного тока серии ВЛ60, ВЛ80, ВЛ85, постоянного тока серии ЧС7, а также серии ВЛ10, эксплуатируемых по системе многих единиц, что позволило перевозить на главном ходу Исилькуль – Челябинск – Кропачево тяжёловесные маршруты массой 6000 тонн. Реконструкция участковых станций Челябинск – Южный, Златоуст, Кропачево, Курган, Петропавловск, Орск дала возможность выполнять формирование и пропуск длинносоставных маршрутов по 400 осей в направлении Кропачево – Златоуст – Челябинск – Курган – Петропавловск – Исилькуль и Каменск-Уральский – Курган – Петропавловск – Исилькуль, а также регулярное вождение поездов длиной 71 условный вагон. Вождение тяжеловесных и длинносоставных поездов потребовало усиления пути и реконструкции других устройств. На всём главном ходу (Челябинск – Карталы – Орск – Оренбург ) уложены рельсы типа Р65 и Р75(99%), в т.ч. объёмно-закалённые; весь путь – на щебёночном и асбестовом балласте. Автоблокировкой и диспетчерской централизацией оборудовано 81% эксплуатационной длины, электрической централизацией – 93% стрелочных переводов. Телеуправление и автоматика введены в системах электро- и энергоснабжения; используется вычислительная техника. Автоматизированные системы управления сортировочными станциями внедрены на станциях Челябинск, Орск, Оренбург, Магнитогорск, Бердяуш. Совершенствуется эксплуатационная работа на основе использования комплексной автоматизированной системы управления перевозками.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.