а – отклонения шага зацепления – fpbr; б – погрешность профиля зуба ffr;
Pн – номинальный шаг; – действительный шаг;
1 – прeдельные профили зуба; 2 – действительный профиль зуба
Под отклонением шага fptr понимают кинематическую погрешность зубчатого колеса при повороте его на один номинальный угловой шаг, под отклонением шага зацепления fpbr понимают разность между действительным и номинальным шагами зацепления.
Допуски на отклонения шага fpt и отклонения шага зацепления fpb связывают соотношением
fpb = 0,94 fpt.
Полнота контакта зубьев в передаче характеризуется размерами суммарного пятна контакта сопряженных зубьев (рис. 7).
Рис. 7. Пятно контакта зубьев в передаче: b– ширина зуба; d– ширина пятна; hm – высота пятна;
с – разрыв пятна; hp – рабочая высота профиля
Пятно контакта определяется относительными размерами (в процентах):
– по длине зуба ;
– по высоте зуба .
Боковой зазор определяется в сечении, перпендикулярном направлению зубьев, и в плоскости, касательной к основным цилиндрам.
Для нормальной работы передачи боковой зазор должен быть не меньше установленного гарантированного минимального зазора jn min и не больше допустимого зазора (рис. 8).
Рис.8. Боковой зазор в передаче
Для зубчатых передач с модулем m ³ 1 установлено шесть видов сопряжений (рис. 32) определяющих различные значения jn min: с нулевым боковым зазором Н, весьма малым зазором E, малым зазором Д, уменьшенным зазором С, нормальным зазором B, увеличенным зазором А.
Стандартами для зубчатых цилиндрических и червячных передач при m ³ 1 установлено восемь видов допусков на боковой зазор Tjn: x, y, z, a, b, с, d, h (расположены в порядке уменьшения допуска).
Рис. 9. Схема расположения полей допусков на боковой зазор для видов сопряжений H, E, Д, С, В, А;
jn min – гарантированный минимальный боковой зазор; Tjn – допуск на боковой зазор
Для цилиндрических зубчатых передач установлено шесть классов отклонений межосевого расстояния, обозначенных в порядке убывания точности I, II, III, IV, V, VI. Как правило, сопряжениям Е и Н соответствует II класс, сопряжениям Д, С, В, А классы III, IV, V, VI соответственно.
Параметры контроля бокового зазора
Боковой зазор в передаче можно контролировать щупом; по толщине зуба, по длине общей нормали, по отклонениям межосевого расстояния в самой передаче.
Для проверки зубчатого колеса по отклонениям средней длины общей нормали необходимо:
– определить среднюю длину общей нормали по результатам проведенных замеров:
– сравнить со стандартными значениями.
Для этого: по ГОСТ 1643-81 определить номинальное значение W.
Для внешнего зацепления.
Величина наименьшего отклонения средней длины общей нормали состоит из двух слагаемых, одно из которых зависит от вида сопряжения; второе от радиального биения зубчатого венца. Для внешнего зацепления отклонения указываются в тело детали.
Пример: зубчатое колесо 8-В ГОСТ 1643-81 с диаметром делительной окружности
d = 75 мм и модулем m = 3
Слагаемое I равно 95 мкм (по В);
Слагаемое II равно 11 мкм ( мкм для 8 степени точности и d = 75 мм);
ESWm мкм
Допуск для средней длины общей нормали
TWm = 100 мкм
Тогда величина EiWm = ESWm – TWm=-106 – 100 = –206мкм
мм,
где W1 – значение длины общей нормали при m = 1
.
Сравнивая величину, определённую по ГОСТ и полученную в результате замеров делают вывод о годности зубчатого колеса по показателю бокового зазора.
В обозначениях зубчатых передач и колес обычно указывают степени точности по нормам кинематической точности; по нормам плавности и нормам контакта зубьев вид сопряжения, вид допуска на боковой зазор и стандарт, указывающий на тип передачи (цилиндрическая, коническая и т.д.). Например: 8-7-6-Ва ГОСТ 1643-81.
Оборудование и инструмент. Устройство для измерения межцентрового расстояния; нормалемер микрометрический; набор щупов; штангенциркуль ШЦП 160-0.05 мм.
Порядок выполнения работы
1. Изучить методические указания.
2. Изучить применяемые в работе оборудование и инструменты.
3. Определить модуль измеряемого колеса по формуле:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.