Лабораторная работа № 7
Измерение точности зубчатого колеса
Цель работы.Научиться измерять параметры, характеризующие точность зубчатых колес и передач.
Общие сведения.
При назначении допусков на зубчатые колеса преследуются цели:
1. Обеспечение кинематической точности, т.е. согласованности углов поворотов ведущего и ведомого колес передачи.
2. Обеспечение плавности работы, т.е. ограничение циклических погрешностей многократно повторяющихся за один оборот колеса.
3. Обеспечение контакта зубьев, т.е. такого прилегания зубьев по длине и высоте, при котором нагрузка от одного зуба к другому передается по контактным линиям, максимально использующим активную поверхность зуба.
4. Обеспечение бокового зазора для устранения заклинивания зубьев при работе и ограничение холостых ходов в передаче.
Кинематическая точность характеризуется величиной кинематической погрешности, т.е. разности между действительным и номинальным (расчетным) углами поворота ведомого колеса, выраженной в линейных величинах длиною дуги по делительной окружности Fк.п.к. (рис. 1). Стандартами ограничивается наибольшая кинематическая погрешность передачи
и колеса (рис. 2), т.е. наибольшая алгебраическая разность значений кинематической погрешности за полный оборот.
Рис. 1. Схема определения кинематической погрешности |
Рис. 2. Кривая кинематической погрешности зубчатого колеса |
Наибольшая кинематическая погрешность передачи определяется как сумма кинематических погрешностей колес. Наибольшая допускаемая погрешность передачи ограничена допуском , который представляет собой сумму допусков на кинематические погрешности зубчатых колес .
Допуск на кинематическую погрешность зубчатого колеса рассчитывается по формуле
,
где Fp – допуск на накопленную погрешность шага по зубчатому колесу; f1 – допуск на погрешность профиля зубьев.
Допуски Fp и ff определяются по ГОСТ 1643-81 и ГОСТ 9178-81.
Рис. 3. |
К нормам кинематической точности относится также допуск на радиальное биение зубчатого венца Fr, который определяется как наибольшая допускаемая разность расстояний от рабочей оси колеса до постоянных хорд зубьев (рис. 3) в пределах: зубчатого колеса.
На кинематическую точность зубчатого колеса влияют также колебания длины общей нормали Fυwr (рис. 4, а), ограниченные допуском Fυw, и колебания измерительного межосевого расстояния (рис. 4, 6), ограниченные допуском .
Профиль зуба: А – боковые поверхности зуба; α – угол профиля зуба; Sc – постоянная хорда; hc – высота до постояцной хорды;
при α = 20°, Sc = 1387; hc = 0,7776mn, где mn – модуль зубчатого колеса.
а б
Рис. 4. Схема измерения длин общей нормали (а) и измерительного межосевого расстояния (б):
1, 2 – соответственно контролируемое и измерительное колеса
Средства для измерения зубчатых колёс
Точный микрометр – калиберная скоба 840 FM с измерительными губками
Индикаторная скоба для замера делительной окружности внешнего зацепления
Измерительный прибор для внутреннего зубчатого зацепления 844 Z
Микрометр для замера делительной окружности |
Универсальный щуп 844 T Multimar |
Колебания измерительного межосевого расстояния при определении кинематической погрешности определяются за полный, оборот контролируемого колеса (рис. 5).
Рис. 5. Кривая изменения измерительного межосевого расстояния
Принято, что Fi = 1,4 Fr или Fr = 0,7 Fi , а Fυw = 0,2Fi + 14
Плавность работы передачи характеризуется по ГОСТ 1643-81 и ГОСТ 9178-81 местной кинематической погрешностью зубчатого колеса fir, отклонениями шага fptr и погрешностью профиля зуба ffr (рис. 6). Эти погрешности ограничиваются допусками, обозначаемыми соответственно , fpt, ff, причем
а б
Рис.6. Погрешности зубчатого колеса, влияющие на плавность его работы:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.