Разработка технологии создания дистанционных курсов на примере курса "Администрирование DB2", страница 9

Эксплуатационное обслуживание системы дистанционного обучения производится администратором СДО и группой сопровождения технических и программных средств СДО и включает в себя:

·  Регистрацию пользователей в LMS

·  Регистрацию пользователей на курсы

·  Загрузку новых курсов в LMS

·  Управление правами доступа пользователей к модулям LMS

·  Создание и ведение категоризации пользователей и дистанционных курсов

·  Настройку и обеспечение резервного копирования данных

·  Техническую поддержку пользователей СДО

·  Ведение журналов обслуживания комплекса

·  Выработку рекомендаций по замене или модернизации оборудования комплекса

·  Круглосуточный мониторинг состояния аппаратно-программных ресурсов СДО

·  Восстановление работоспособности комплекса после сбоев

·  Обеспечение функционирования коммуникаций, обслуживающих СДО

·  Контроль за системой безопасности в рамках СПД

2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА

2.1 Выбор системы дистанционного обучения[10,11,12]

2.1.1 Общие сведения о СДО

В России до определенного времени рынок систем дистанционного обучения был развит достаточно слабо. Когда же у наиболее продвинутых компаний стали появляться потребности в продуктах такого рода, а затем - возможности и желание тратиться на них, на российский рынок СДО вышли известные западные бренды: IBM, Cisco, Oracle.
В настоящее время рынок систем дистанционного обучения активно развивается. На сегодняшний день российские фирмы также осознали выгодность создания систем дистанционного обучения и количество СДО российского производства на сегодняшний день неуклонно возрастает.

Типичная система дистанционного обучения имеет структуру,  представленную на USE CASE диаграмме (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Структура типичной СДО. (USE CASE диаграмма).

В СДО обычно присутствуют три типа действующих лиц:

- администратор, который управляет работой СДО, регистрирует новых пользователей, назначает обучаемых на прохождение того или иного дистанционного курса .

- обучаемые, которые проходят регистрацию в системе, вводя свой логин и пароль, изучают курсы, проходят тестирования, общаются между собой и с преподавателями при помощи электронной почты, различных чатов, дискуссий, видеоконференций

 - преподаватели (тьюторы) - находясь в центре дистанционного обучения проводят плановые занятия, отвечают на вопросы студентов. Компонент СДО реализующий данную возможность называется виртуальной классной комнатой.

2.1.2 Анализ характеристик различных систем дистанционного обучения

В настоящее время в мире насчитывается:

·  более 76 компаний – поставщиков контента (курсов);

·  более 160 компаний – поставщиков web-систем для размещения и использования контента в учебных целях;

·  более 60 компаний – поставщиков технологий ДО, т.е. поставщиков технологий и программных средств для создания систем ДО.

Каждая из этих компаний ориентирована на определенный сегмент рынка в сфере ДО и СДО этих компаний близки друг к другу по своим функциональным возможностям, в зависимости от их назначения и конкретного применения.

На сегодняшний день наиболее широко известны следующие системы дистанционного обучения:

- "LMS 1.0.1" - разработчик компания IBM

- "eLeaningOffice 3000" - разработчик компания Гиперметод

- "Прометей" - разработчик ОАО НИЦ АСК

- "Батисфера" -  разработчик компания Информпроект

- "BCA" - разработчик компания Thomson Learning

Все эти системы дистанционного обучения имеют встроенные средства для разработки дистанционных курсов, однако встроенные средства очень часто не обладают достаточной функциональностью для создания качественных дистанционных курсов. Фирма IBM в отличие от других фирм в представленном выше списке, помимо встроенного в LMS средства создания курсов Authoring Tool поставляет более мощное приложение Knowledge Producer имеющее гораздо большую функциональность.

Сравнение наиболее популярных на сегодняшний день СДО производится в таблице 2.1.

Таблица 2.1.