Решение этого уравнения q1(t) примем
за первое приближение
к искомому решению q(t). Далее, определив и , подставим q1, и в
правую часть уравнения (2.28) вместо q, и . Получим уравнение
Решение этого уравнения будем рассматривать как второе приближение к искомому решению и т.д. Если итерационный процесс окажется сходящимся, т.е. если с ростом номера приближения s разность qs(t)–qs-1(t) будет стремиться к нулю при всех t, можно получить точное решение уравнения (2.25).
На практике, однако, обычно можно ограничиться первым приближением, которое в большинстве случаев дает точность, достаточную для технических задач.
Исследование нулевого приближения. Наметив общий путь решения задачи динамического анализа, перейдем теперь к его подробному рассмотрению. Как следует из изложенного, сначала определяются решения уравнения (2.26) в виде , которым соответствуют корни уравнения (2.27).
На рис. 2.4 показано, как можно решить это уравнение графическим методом. Для этого необходимо найти абсциссы точек пересечения функций и - . Поскольку, вообще говоря, <0, график – лежит выше оси абсцисс. При аналитическом задании функций МД0 и МС0 решение может быть найдено одним из известных численных методов решения трансцендентных уравнений.
Как видно из рис. 2.4., графики могут иметь несколько точек пересечения (в данном случае две точки - А и В). Это означает, что уравнение (2.26) может иметь несколько решений вида , претендующих на нулевое приближение к искомому решению уравнения (2.25). Однако не все решения соответствуют реализуемым установившимся движениям системы, описываемой уравнением (2.26).
М МД0
М01 А
arctg
М02
arctg
-МС0
0
Рис. 2.4. К определению средней угловой скорости
Рассмотрим, например решение , соответствующее точке А на рис. 2.4. При случайном увеличении угловой скорости (>) момент движущих сил станет превосходить момент сил сопротивления; естественно, что при этом произойдет увеличение угловой скорости машины. Наоборот, при (<) движущий момент станет меньше, чем момент сил сопротивления, что вызовет дальнейшее уменьшение угловой скорости. Это свидетельствует о неустойчивости режима вращения с постоянной угловой скоростью . Легко убедиться с помощью аналогичных рассуждений, что вращение с угловой скоростью (точка В на рис. 2.4) является устойчивым.
Продолжим исследование нулевого приближения. Выведем аналитическое условие устойчивости решения уравнения (2.26). Для этого рассмотрим поведение решения этого уравнения в окрестности исследуемого. Пусть
, (2.30)
где - малое приращение (вариация) решения.
Подставив (2.30) в (2.26) и сохранив в уравнении члены первого порядка малости, находим
Учитывая (2.27), получаем уравнение для вариации :
. (2.31)
В соответствии с (1.15)
,
где s – крутизна статической характеристики двигателя при .
По аналогии величину
(2.32)
назовем крутизной среднего момента сил сопротивления. Уравнение (2.31) запишется в виде
.
Общее решение этого уравнения стремится
к нулю с ростом t, если s + v>0. В этом случае, каким бы ни
было малое начальное отклонение угловой скорости от значения , с течением времени угловая скорость будет
стремиться к и, следовательно, режим равномерного
вращения с этой угловой скоростью будет устойчивым. Если же
s + v<0,
то возрастает с ростом t; при малом начальном
отклонении угловая скорость будет с течением времени все более отличаться от ; режим вращения будет неустойчивым. Таким
образом, условие устойчивости может быть записано в виде
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.