Решение этого уравнения q1(t) примем
за первое приближение
к искомому решению q(t). Далее, определив и
, подставим q1,
и
в
правую часть уравнения (2.28) вместо q,
и
. Получим уравнение
Решение этого уравнения будем рассматривать как второе приближение к искомому решению и т.д. Если итерационный процесс окажется сходящимся, т.е. если с ростом номера приближения s разность qs(t)–qs-1(t) будет стремиться к нулю при всех t, можно получить точное решение уравнения (2.25).
На практике, однако, обычно можно ограничиться первым приближением, которое в большинстве случаев дает точность, достаточную для технических задач.
Исследование нулевого приближения. Наметив
общий путь решения задачи динамического анализа, перейдем теперь к его
подробному рассмотрению. Как следует из изложенного, сначала определяются решения
уравнения (2.26) в виде , которым соответствуют
корни уравнения (2.27).
На рис. 2.4 показано, как можно решить это уравнение
графическим методом. Для этого необходимо найти абсциссы точек пересечения функций
и -
.
Поскольку, вообще говоря,
<0, график –
лежит выше оси абсцисс. При
аналитическом задании функций МД0 и МС0
решение может быть найдено одним из известных численных методов решения
трансцендентных уравнений.
Как видно из рис. 2.4., графики могут иметь несколько
точек пересечения (в данном случае две точки - А и В). Это означает,
что уравнение (2.26) может иметь несколько решений вида ,
претендующих на нулевое приближение к искомому решению уравнения (2.25). Однако
не все решения соответствуют реализуемым установившимся движениям системы,
описываемой уравнением (2.26).
М МД0
М01 А
arctg
М02
arctg
-МС0
0
Рис. 2.4. К определению средней угловой скорости
Рассмотрим, например решение ,
соответствующее точке А на рис. 2.4. При случайном увеличении угловой
скорости (
>
) момент движущих сил станет превосходить
момент сил сопротивления; естественно, что при этом произойдет увеличение
угловой скорости машины. Наоборот, при (
<
) движущий момент станет меньше, чем момент сил
сопротивления, что вызовет дальнейшее уменьшение угловой скорости. Это
свидетельствует о неустойчивости режима вращения с постоянной угловой скоростью
. Легко убедиться с помощью аналогичных
рассуждений, что вращение с угловой скоростью
(точка В
на рис. 2.4) является устойчивым.
Продолжим исследование нулевого приближения. Выведем аналитическое условие устойчивости решения уравнения (2.26). Для этого рассмотрим поведение решения этого уравнения в окрестности исследуемого. Пусть
, (2.30)
где - малое
приращение (вариация) решения.
Подставив (2.30) в (2.26) и сохранив в уравнении члены первого порядка малости, находим
Учитывая
(2.27), получаем уравнение для вариации :
. (2.31)
В соответствии с (1.15)
,
где s – крутизна статической характеристики двигателя при .
По аналогии величину
(2.32)
назовем крутизной среднего момента сил сопротивления. Уравнение (2.31) запишется в виде
.
Общее решение этого уравнения стремится
к нулю с ростом t, если s + v>0. В этом случае, каким бы ни
было малое начальное отклонение угловой скорости от значения
, с течением времени угловая скорость будет
стремиться к
и, следовательно, режим равномерного
вращения с этой угловой скоростью будет устойчивым. Если же
s + v<0,
то возрастает с ростом t; при малом начальном
отклонении угловая скорость будет с течением времени все более отличаться от
; режим вращения будет неустойчивым. Таким
образом, условие устойчивости может быть записано в виде
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.