a) б) Сr Jr c mr m x1 x2 Рис. 2.10. Динамические гасители: a - гаситель крутильных колебаний; б - гаситель с поступательно движущейся массой |
Один из простейших гасителей показан рис. 2.10,a. Он состоит из дополнительной массы, устанавливаемой обычно на выходном валу передаточного механизма, и пружины кручения, соединяющей ее с этим валом.
Полагая, что момент инерции гасителя равен Jr, а жесткость пружины сr составим уравнение движения машины с гасителем. При колебаниях массы гасителя относительно вала возникает упругий момент, действующий на вал и равный , где - угол поворота массы гасителя относительно вала (угол закручивания пружины). Вводя этот момент в уравнение возмущенного движения машины (2.44), получим
. (2.56)
С другой стороны, движение массы гасителя можно представить уравнением вращательного движения твердого тела
, (2.57)
где — абсолютное угловое ускорение массы Jr.
Для определения стационарного решения системы уравнений (2.56) и (2.57) запишем их в операторной форме:
;
.
Разрешая эти уравнения относительно неизвестной , получаем
.
Пусть мы стремимся исключить из динамической ошибки гармонику частоты v. Тогда необходимо, чтобы амплитудно-частотная характеристика
равнялась нулю. Очевидно, что это достигается, если выбрать сr и Jr с таким расчетом, чтобы . Таким образом, с помощью динамического гасителя можно компенсировать действие одной из гармоник возмущающего момента.
Из-за наличия сил сопротивления, действующих на гаситель, в действительности компенсация оказывается неполной. Кроме того, амплитуды остальных гармоник колебательной составляющей закона движения изменяются мало. Поэтому динамические гасители целесообразно применять в тех случаях, когда одна из гармоник превалирует над остальными.
Рассмотрим другой вариант динамического гасителя рис. 2.10,б. Ползун массой m приводится в движение силой F, к ползуну присоединена масса mr с помощью пружины жесткостью с. Найдем, как связана сила F с законом движения ползуна х1(t). Уравнение движения ползуна запишем в виде
, (2.58)
где x2 - перемещение массы гасителя.
С другой стороны,
. (2.59)
Определив x2 из (2.59) и подставив его в (2.58), получим:
; ;
.
Отсюда
. (2.60)
Если выбратьс и тrтак, чтобы
, (2.61)
то при движении ползуна по закону сила F(t) станет тождественно равной нулю.
Применяя разгружатели и динамические гасители,
необходимо
учитывать следующие обстоятельства.
1) Разгружатели и гасители оказываются наиболее эффективными в тех случаях, когда средняя угловая скорость остается практически постоянной. При изменении угловой скорости происходит «расстройка» динамического гасителя, поскольку его парциальная частота уже не будет совпадать с частотой v. Снижается и эффективность кулачковых разгружателей, так как при изменении момент LМ(t) существенно изменяется (в частности, из-за наличия слагаемого, пропорционального ), а разгружающий момент изменяется незначительно. В результате суммарный момент отличается от нуля.
2) Введение разгружающего механизма из-за наличия в нем сил трения приводит к увеличению среднего момента сил сопротивления. Тем самым увеличивается и нагрузка на двигатель.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.