| 
   
 Сr Jr c mr                                                        x1 x2 Рис. 2.10. Динамические гасители: a - гаситель крутильных колебаний; б - гаситель с поступательно движущейся массой  | 
 
Один из простейших гасителей показан рис. 2.10,a. Он состоит из дополнительной массы, устанавливаемой обычно на выходном валу передаточного механизма, и пружины кручения, соединяющей ее с этим валом.
Полагая, что момент инерции гасителя равен Jr, а жесткость пружины сr
составим уравнение движения машины с гасителем. При колебаниях массы гасителя
относительно вала возникает упругий момент, действующий на вал и равный 
, где 
 - угол
поворота массы гасителя относительно вала (угол закручивания пружины). Вводя
этот момент в уравнение возмущенного движения машины (2.44), получим
.                                                                                                                (2.56)
С другой стороны, движение массы гасителя можно представить уравнением вращательного движения твердого тела
,                                                                                                                (2.57)
где 
 —
абсолютное угловое ускорение массы Jr.
Для определения стационарного решения системы уравнений (2.56) и (2.57) запишем их в операторной форме:
;
.
Разрешая эти уравнения относительно неизвестной 
, получаем
.
Пусть мы стремимся исключить из динамической ошибки 
 гармонику частоты v.
Тогда необходимо, чтобы амплитудно-частотная характеристика

равнялась нулю. Очевидно, что это достигается, если выбрать сr и Jr
с таким расчетом, чтобы 
. Таким образом, с
помощью динамического гасителя можно компенсировать действие одной из гармоник
возмущающего момента.
Из-за наличия сил сопротивления, действующих на гаситель, в действительности компенсация оказывается неполной. Кроме того, амплитуды остальных гармоник колебательной составляющей закона движения изменяются мало. Поэтому динамические гасители целесообразно применять в тех случаях, когда одна из гармоник превалирует над остальными.
Рассмотрим другой вариант динамического гасителя рис. 2.10,б. Ползун массой m приводится в движение силой F, к ползуну присоединена масса mr с помощью пружины жесткостью с. Найдем, как связана сила F с законом движения ползуна х1(t). Уравнение движения ползуна запишем в виде
,                                                                                                                (2.58)
где x2 - перемещение массы гасителя.
С другой стороны,
.                                                                                                                (2.59)
Определив x2 из (2.59) и подставив его в (2.58), получим:
;  
;
.
Отсюда
.                                                                                                                (2.60)
Если выбратьс и тrтак, чтобы
,                                                                                                                (2.61)
то при движении ползуна по закону 
 сила F(t) станет тождественно равной нулю.
Применяя разгружатели и динамические гасители,
необходимо
учитывать следующие обстоятельства.
1) Разгружатели и гасители оказываются наиболее
эффективными в тех случаях, когда средняя угловая скорость 
 остается практически постоянной. При
изменении угловой скорости происходит «расстройка» динамического гасителя,
поскольку его парциальная частота 
 уже
не будет совпадать с частотой v. Снижается и
эффективность кулачковых разгружателей, так как при изменении 
 момент LМ(t)
существенно изменяется (в частности, из-за наличия слагаемого, пропорционального
), а разгружающий момент изменяется
незначительно. В результате суммарный момент отличается от нуля.
2) Введение разгружающего механизма из-за наличия в нем сил трения приводит к увеличению среднего момента сил сопротивления. Тем самым увеличивается и нагрузка на двигатель.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.