(2.90)
Ограничимся описанием лишь некоторых наиболее существенных особенностей, отражающих влияние постоянной времени t.
Обычно в машинных агрегатах <<. На этом основании пренебрежем в знаменателе (2.90) слагаемым tv (s + v)-1 . Построим график функции (s + v) А(w); его форма будет зависеть от отношения . Определим значение w=w*, отличное от нуля, при котором имеет максимум. Приравнивая нулю производную , находим
.
Вещественное значение для получается при
>1
или при
>.
На рис. 2.11 показаны типичные формы АЧХ при < 0,41 и при >0,41. В последнем случае на частоте наблюдается увеличение амплитуды; это явление принято называть двигательным резонансом.
Аналитическое выражение для :
.
Значения и при различных :
0,41 0,500 1,000 2,000 4,000
0 0,343 0,856 1,352 1,975
1 1,029 1,468 2,468 2,478
>0,41 2 <0,41
1
0 Рис. 2.11. Амплитудно-частотные характеристики для ошибки по угловой скорости |
Отметим, что зависимость от не является монотонной. Дифференцируя выражение (2.90) по и приравнивая нулю производную, можно определить значение соответствующее максимуму
.
(Здесь по-прежнему предполагается, что >>). Если <, то увеличение среднего момента инерции машины J0 приведет к увеличению , поскольку при этом возрастет . Значит, возрастет гармоника частоты в , а, следовательно, и неравномерность вращения ротора двигателя. Таким образом, увеличение среднего момента инерции (установка маховика) может приводить к увеличению неравномерности вращения.
Из изложенного следует, что возможность использования
статической характеристики двигателя при исследовании установившихся движений
обуславливается, в первую очередь, величиной отношения .
При > 0,41 необходимо пользоваться динамической
характеристикой; в противном случае можно не обнаружить двигательный резонанс,
то есть получить неверные качественные представления о характере динамических
процессов. Кроме того, определив динамическую составляющую движущего момента из (2.87), полезно сравнить ее с ; если при заданных возмущениях >,
использование статической характеристики может приводить к большим
количественным ошибкам. Если в возмущении LМ превалирует первая гармоника, а , то условие допустимости использования
статической характеристики принимает форму
<< 1.
Динамический момент в передаточном механизме. Определим переменную составляющую момента в передаточном механизме, предполагая, что L¢Д(t) = 0; . Второе уравнение (2.87) дает при этом
.
Переменную часть момента в передаточном механизме найдем из уравнения движения ротора, имеющего постоянный момент инерции (поскольку ):
,
или
. (2.91)
Подставляя LM(t) из (2.38), находим
Анализируя соответствующую АЧХ при tМ >>vt(s+v)-1
, (2.91,а)
где - механическая постоянная времени двигателя, можно показать, что экстремумы достигаются при
±
±.
Меньшее из двух значений существует лишь в том случае, если tД + tМ < 2t. Далее можно установить, что при tД >tМ меньшее значение w** соответствует минимуму, а большее - максимуму |vМ.П.(jw)|. При tД <tМ имеет место противоположная ситуация. Если же tД = tМ, то из (2.91а) следует, что
малые вариации
(Естественно, что все это справедливо, если >>vt (s+v)-1). Легко показать также, что
На рис. 2.12 показаны АЧХ, соответствующие различным соотношениям между постоянными времени tД, tМ, t. Здесь же нанесены АЧХ, соответствующие t = 0.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.