Проведя тщательный анализ и описание взглядов ясновидца, философ говорит: «Представим себе, что вследствие повреждения мозга, движение в нервах происходят по таким направлениям, которые скрещиваются вне мозга, тогда соответственно с этим, образуется мнимый фокус от мыслящего субъекта и образ, бывший плодом простого воображения, представляется как предмет внешних чувств. Поэтому я не посетую на читателя, если он вместо того, чтобы относиться к духовидцам как к полугражданам того света, взглянет на них просто как на кандидатов в госпиталь… Было время, когда чародеев сжигали, теперь достаточно будет очищать их. Я полагаю, что причина расстройств, скрывается, не так глубоко, как думают. Если во внутренностях свирепствует ипохондрический ветер, он может принять одно из двух направлений: либо вверх – тогда получаются явления духовидения, либо вниз – тогда выходит нечто иное».
в). В русле таких интонаций (критических и одновременно слегка любопытствующих) по отношению к необычным явлениям и параявлениям мыслительной деятельности человека начинает формироваться новое нетрадиционное понимание процессов познания. В 1768 году Кант пишет работу «О первом основании различения областей в пространстве». (Областями он называет взаимные отношения положения вещей). Здесь он задается вопросом: «Что такое пространство и чем обуславливаются его свойства?», поскольку начинает сомневаться, что те наглядные представления, которые дает геометрия, могут быть очевидным доказательством того, что абсолютное пространство имеет реальность независимо от существования всякой материи и человеческого сознания.
Кант приходит к неожиданной мысли, что пространство может не иметь «своей собственной реальности», а быть «формой нашей чувствительности». И дает простой пример: написав дважды на бумаге слово «человек», мы сможем различать их только по местоположению, характеристикам «справа» и «слева». Но эти характеристики привнесены в данный объект человеком. Ведь если бы свойства объектов зависели исключительно от взаимных отношений между частями объектов, мы не могли бы различать два предмета, отличающиеся между собой лишь тем, что один поставлен «справа», а другой – «слева».
Поэтому Кант делает вывод, что хотя пространство и объективно само по себе, но его фундаментальные характеристики и, прежде всего трехмерность, определяются строением нашего тела и особенностями нашего восприятия. Постепенно возникает более широкое убеждение о том, что в науке и, тем более, философии (метафизике – науке о предельном и абсолютном), предметы размышления всегда даны в границах человеческого разума. Поэтому любому пониманию мира должна предшествовать теория познания, критический разбор познания, который как пограничная на страже следит за тем, чтобы не нарушались границы познаваемого, что происходит слишком часто и составляет главную беду чистого разума.
Причем, чем более сложным и абсолютным является предмет нашей мысли, тем более он определяется для нас особенностями нашей познавательной способности. Для нормального человеческого знания способ организации самого знания нельзя «вынести за скобки» объективного образа предмета.
Вывод. Раннее творчество Канта является фундаментом его последующей мысли. Здесь закладываются идеи и стиль его критической философии. Критика, по Канту, – не низвержение, а заинтересованный и поддерживающий анализ. Поэтому его работу «Критика чистого разума» можно считать выражением методического организованного критического анализа разума, направленного на самого себя, с целью утверждения границ своей бесспорности. Г. Гадамер говорил, что «Критика чистого разума» - это «критика способности человека добывать познания из понятий как таковых».
2. Учение Канта о разуме.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.