5. Идея человечества раскрывается не через идею государства и права, а через идею истории.
6. Средоточием идеи истории является идея красоты.
7. Высший акт разума – акт эстетический. Философ, подобно поэту, должен обладать эстетической силой. Философия духа – эстетическая философия.
8. Поэзия станет наставницей человечества. «Не станет более философии, не будет истории, одна поэзия переживет все науки и искусства».
9. Этот единый процесс развития духа завершится созданием новой мифологии, мифологии разума.
10.«Только тогда станет возможным равное развитие всех сил как каждого, так и всех индивидов, воцарится всеобщая свобода и равенство духа. Высший дух – посланец неба – создаст среди нас эту новую религию, которая станет последним, самым великим деянием человечества».
Развернутое теоретическое изложение сути трансцендентального идеализма, данное в работе Шеллинга, представляет этот идеализм как основу философии тождества, и философии искусства (творчества, свободы).
Трансцендентальная философия понимается Шеллингом как выражение трансцендентального субъекта. Она его универсальное самосознание. Поэтому в теоретическом отношении она есть идеализм, а не материализм, но идеализм реальный. Первой идеей такой системы является «идея абсолютного свободного существа». Эпицентром существования такого существа является самосознание. В практическом же отношении она есть манифестация совершенно особой необходимости, определяющей исторические и политические реальности.
В соответствии с этим он понимает и структуру трансцендентального идеализма. Всю систему в целом он называет «идеал-реализмом». Его задача соединить в единой концепции идеальную и реальную деятельность, так чтобы дух и все «недуховные» и «околодуховные» проявления жизни предстали соединенными в единый органический поток мирового становления. Для этого трансцендентальная философия систематизирует духовное содержание представлений, добытых натурфилософией.
Представления о вещах могут быть либо отражениями вещей, либо целями (образцами) для них. На представлениях первого порядка основывается знание, на представлениях второго – свободная деятельность. Первые образуют теоретическую часть трансцендентальной философии, вторые – практическую. Теоретическая философия – учение о природе. Практическая - об этике. Их единством является философия искусства, рассуждающей о феноменах, соединяющих реальность и идеал, то, что есть, и то, что должно.
Универсальной, все определяющей дилеммой трансцендентальной философии является дилемма «свобода-необходимость». Теоретический аспект деятельности трансцендентального субъекта предстает первоначально как осуществление свободы, поскольку для «абсолютно свободного существа» неизбежно только самосознание, самодостаточное свободное знание о знании. Практическая же деятельность изначально определяется необходимостью, необходимостью политического равноправия, необходимостью равновесия «интересов», «влечений», «интеллигенций», в целом необходимостью отношений конститутивных, а не регулятивных (достаточных в теоретическом отношении). Но это лишь изначальное и внешнее проявление свободы и необходимости. На самом деле они образуют глубинное единство. Свобода как произвол противостоит необходимости, свобода как воля – едина с необходимостью. «Чистая абсолютная воля» определяет теоретическую и практическую деятельность «трансцендентального субъекта». Трансцендентальная философия есть рассмотрение того, как это возможно. И возможность этого связывается с понятием бессознательного.
Для теоретической деятельности бессознательным оказывается необходимость. Она присутствует в этой сфере до сознания. Присутствует как «объективная сторона свободы». Обнаружение свободы всегда выступает в качестве естественного явления, которое определяет для человека «естественное влечение». Свобода самосознание есть «продленное созерцание». И на каком-то моменте этой «длящести» настигается, как говорилось, объективно необходимое.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.