Творчество Фихте получило значительно меньшее освещение, чем деятельность других немецких философов, особенно Канта и Гегеля. Это произошло не столько по философским теоретическим соображениям незначительности его философии, сколько вследствие его социально-политической доктрины. В ней были очень сильны идеи национального социализма и явно выражены антиеврейские настроения (хотя оголтелым антисемитизмом его взгляды назвать, безусловно, нельзя).
Он говорил, что освобождение государства (в принципе – идеального, в реальности – немецкого) должно сопровождаться освобождением «земли обетованной», с тем, чтобы переселить туда всех евреев, поскольку последние являются «государством в государстве» и нарушают государственную целостность. Каждое же государство, в том числе и еврейское, должно строится по национальному признаку. Подобные представления сделали возможным соотносить философию Фихте с нацистскими идеями 20 века. Поэтому его философия и стала достаточно закрытой темой.*
Б) Периодизация и важнейшие темы фихтеанской философии. Свобода, самосознание, самодеятельность и активизм – «альфа и омега» фихтеанского наукоучения. Развитие его философии представляет собой изменение взглядов на эти ценности. Раннее творчество – это своеобразное «зашкаливание» темы свободы и достоинства человека, своеобразный «наполеонизм». Позже он сменяется сомнением в правомерности принципа свободной воли. И, наконец, уступает место мистическим настроениям в учении об «Абсолютном знании».
Условно можно разделить всю деятельность Фихте на два периода. 1. Субъективистский период, включающий в себя: а) этический идеализм; б) теорию «Абсолютного «Я»». 2. Мистический период, включающий в себя: а) теорию замкнутого торгового государства; б) концепцию «Абсолютного знания».
С самого начала Фихте заявляет себя в философии как ярый кантианец, считает себя призванным придать подлинное развитие кантовской философии. Фихте встречался с Кантом, но результат этих встреч разочаровал обоих, и Фихте начинает усиленно разрабатывать собственную систему взглядов.
Но до конца своих дней он относился с глубочайшим уважением к кантовской философии. И будучи уже зрелым философом не единожды говорил о том, что вряд ли какой-либо человеческий ум сможет проникнуть дальше тех границ, к которым приблизился Кант. Кенигсбергский философ, безусловно, наметил путь истины, но, к сожалению, не изложил и не доказал ее.
Эту-то работу Фихте и считал делом своей философии. Фихте говорит, что, следуя духу кантовской философии, он принимает его «благородную мораль», причем принимает полностью, в отличие от самого Канта, который не до конца вверился своей философии. Эта мораль, считает Фихте, призывает прекратить заниматься «вещами вне нас» и начать заниматься собой, т.е. человеком.
Вывод. Основной чертой характера Фихте современники называли «сверхсилу». Он был искренне убежден, что призван для великого освобождающего преобразования не только философии, но и мира. Поэтому он провозглашает: «Моя система – это первая система свободы; как та [французская – авт.] нация освободила человечество от внешних оков, моя система освобождает от вещей самих по себя». [3]
2. Учение об «Абсолютном Я».
Фихте бескомпромиссный и сознательный сторонник субъективистской философии. Он не считает такую позицию проявлением волюнтаризма, иррационализма, а, напротив, предполагает, что это самая серьезная и честная теоретическая точка зрения.
Направленность мысли на «вещи сами по себе» несостоятельна, по его мнению, не в логическом и теоретическом отношении, а в практическом. «Вещь сама по себе» абсолютно лишена какой бы то ни было креативности, а, значит, обращенность к ней лишает активности и самого человека. «Вещь сама по себе» уничтожает смысл жизни: свободу и деятельность. При этом уничтожается и подлинный смыл философии: занимаясь той или иной наличной субстанцией, внешней по отношению к человеку, она не обращает внимания на внутреннюю, а значит самую главную, субстанцию – действующее «Я».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.