Усилиями именно такой науки формируется наиболее адекватный задачам абсолюта способ постижения истины. Подлинная наука – та, которая дает рациональное обоснование не только природы, но и человека, общества, истории, их взаимосвязи и динамики. Тогда она действительно, а не априорно и во многом произвольно осуществляет мыслительный синтез, вершиной которого является объединение различных дисциплин.
Главной наукой является «Наука логики», в которой соединяются традиционное естествознание и философия. Причем так, что философская система абсолютной идеи, логика ее развертывания этой идеи будет саморефлексией науки. Научные же знания – содержанием и инструментом философии. Такая наука будет универсальной и способной постичь истину. Она включает в себя три части: учение о бытии, учение о сущности, учение о понятии.
Понятно, что саморефлексия науки не является исследованием индивидуальных познавательных возможностей человека, а является наукой о системном теоретическом развертывании мысли. На определенном этапе развития конкретных наук возникает необходимость теоретических систематизаций, которые становятся самостоятельным предметом исследования. Поэтому возникает наука логики. Это логика в собственном бытии. Она есть ключ для понимания научного познания и поэтому становится сама для себя предметом исследования.
Смысловым центром логики как раз и является теоретическое развертывание мысли, безотносительное к своему онтологическому содержанию и практически – нравственному контексту, но предельно внимательное к способу своего развертывания и категориальной структуре. Такая логика (собственно диалектическая) начинается с диалектического взаимодействия трех важнейших категорий: бытие, ничто, становление и затем предстает в системе категорий и законов как в своих «ликах». Благодаря науке логики мы видим как «овнешается» духовное.
Нужно заметить, что сегодня такое понимание науки становится вполне актуальным. Всякий, кто работает со знанием, с его формами, с абстрактными понятийными результатами познания (особенно тот, кто должен передать это машине) понимает, сколь оправдана попытка Гегеля проникнуть в тайны «овнешения», «объективации» духовного: того процесса, в результате которого невидимая глазу работа сознания как бы осаждается разнообразными кристаллами духа, подчиненными логике. (Причем столь определенно, что скоро становится тиражированной.)
Такая наука есть теоретическое дело исторического человека. Человек, творец и исполнитель такой науки, становится действительно универсальным, способным соответствовать целям и задачам абсолюта и выражать их.
Человек в философии Гегеля завершает «философию природы» и открывает» «Философию духа». (Эти работы составляют «Энциклопедию философских наук».) Роль природы в философии Гегеля во многом служебная – произвести то существо, которое обладает даром мысли и понятия, т. е. духом, - человека. Человек своими усилиями довершает самопознание идеи и является таким образом, орудием самообнаружения идеи. Абсолютная же идея является для человека целью и той силой, которая образует для него лестницу восхождения к своей собственной сути.
Поэтому человек у Гегеля выступает не как телесное и психофизическое существо, но как существо чисто духовное, обреченное на историю и философию. Очевидно присущая человеку телесность определяется Гегелем как его конечность, ограниченность надломленность. В человеке всегда присутствует противоречие телесной единичности и бесконечной духовной субстанциональности. Воплощением ее является родовое начало. Неизбежна смерть человека как конечного телесного существа при бессмертии родового начала.
Человек возникает из природы, потому что природа определяется духом. Стало быть и человек в своих главных, субстанциональных характеристиках определяется духом. «Только дух есть истинная сущность человека, а истинная форма духа – это мыслящий дух, логический, спекулятивный».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.