б). Необходима система общественной жизни, построенная на идее автономности, которую можно определить как универсальную систему всеобщего законодательства. Эта система является неприродным аналогом законов природы, их продолжением. Благодаря ей шлифуется и устрояется противоречивая природа человека: компенсируются ее пороки и стимулируются ее достоинства. Только будучи включен в эту систему, человек может правильно понять и реализовать божественный дар автономной свободной воли.
В такой системе формы господства заменяются формами правления. Прямое властное воздействие заменяется правовым регулированием. Право (а не отношения личной зависимости) – фундамент этой системы и центр политической реальности. Юридический разум – сила и энергия такой системы.
Система всеобщего законодательства является той политической формой, которая выявляет и реализует добрую свободную волю, а значит, более всего соответствует требованиям разума. Но сама она не способна порождать ни свободную волю, ни разум. Кроме того, чистый юридический и правовой разум содержит в себе собственную антиномию. Он может породить не только взаимное урегулирование интересов, но и манипулирование индивидуальностью человека, если становится доминирующей формой существования культуры.
Идеалом человека с точки зрения такого разума является добропорядочный и лояльный гражданин, а историческим и политическим идеалом – законопослушное общество. Очевидная «скромность» такого идеала не смущает Канта по двум причинам. Во-первых, несмотря на приземленность такой исторической цели, только в ней можно видеть надежду, потому что альтернативой ей может быть только одно – «всемирное кладбище». Во-вторых, добропорядочный и законопослушный гражданин понимается Кантом не как верноподданническое узколобое существо, а как наиболее адекватное проявление трансцендентального субъекта истории, каковым и должен быть человек. Гражданин – это человек, методически реализующий в каждодневной жизни высшие исторические смыслы.
Б). История, ее связь с природой и предназначением человека. В деятельности человека-гражданина реализуется идея всеобщей истории, но во всемирно-гражданском плане (а не в его субъективной интерпретации). Это обеспечивает значимость человека для истории, его историческую свободу, подлинную соотнесенность истории и человека. Философия и должна быть инструментом объяснения человека и всеобщей всемирной истории в их единстве.
а). Основные положения относительно этой проблематики Кант излагает в работе «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане», где божественная определенность истории предстает как определенность природная. История существует затем, что человек предназначен к тому, чтобы когда-нибудь смогли полно и целесообразно развиться в культуру все его природные задатки.
Тезисы Канта по этому поводу таковы:
- У человека (как единственного разумного существа на земле) природные задатки направлены на применение его разума и могут развиться полностью только в роде, но не в индивиде.
Человек ведет себя произвольно. Но нельзя подозревать, что мудрость только затеяла с человеком детскую игру. Через действия отдельных людей проявляется целесообразность истории. И она есть целесообразность развития первоначальных природных задатков.
- Природа рассчитывала на «разумное самоуважение человека». Природа предопределила счастье человека в его разумном самосовершенствовании.
- Человек переходит из состояния дикости в состояние культуры, побуждаемый сопротивлением к побуждениям других людей. Антагонизм есть то средство, которая природа использует для развития задатков людей. Антагонизм – это «необщительная общительность людей».
- Важнейшая проблема человеческого рода, которую заставляет его решать природа, – достижение правового гражданского общества.
- Человек – животное, нуждающееся в своем господине, поскольку никогда не желает его иметь, но всегда создает проблему свободы, поскольку злоупотребляет своей свободой.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.