Суть универсума требуется мыслить, но мыслить можно только иррационально. На это перманентное необычное мыслительное творчество способен не человек-ученый, не человек-агент истории, а человек-творец, с религиозно-поэтической духовной конституцией. Это форма жизни уникальной непосредственности, резко противопоставлена всякому опосредующему аналитизму, непосредственности, подобной солнцу, освещающему все вокруг, но темному для себя. Это состояние полностью индифферентное по отношению к свободе, разуму, добру. Их место занимают универсальные необходимости, воля, безмятежность. Но они-то, по мнению Шеллинга, и способны нести в себе темно-иррациональное начало, несовместимое с добром.
В непостижимой темной глубине начинает открываться совершенно новая картина божественного, абсолютного, свободного и т.п. Универсальная воление Абсолюта предстает то как главный творческий закон мира, то как непостижимое своеволие.
Если свобода и разум определяются способностью обращаться как к добру, так и ко злу, то они не совместимы с Богом, т.к. с ним не совместима способность ко злу. Эта способность и свобода имеют независимую от Бога основу. Но вне Бога ничего не может быть. Значит в самом Боге есть особая основа, особое «темное начало», «хотение», которое есть исходная безосновность и бессознательная воля. Бог как абсолютный универсум и Бог как абсолютное добро не совпадают между собой. Темная основа в Бога – хаос, перводоля, из которой рождается равно как божественный порядок, так и частная доля, способная оторваться от божественной и создать из непокорного войска желаний и вожделений свою собственную жизнь, самобытие.
В силу наличия этой темной стихии происходит раздвоение абсолюта. В этом утверждает себя свободная воля. Это составляет суть человека и всех вещей. Их свобода «имеет свою основу в том, что в самом Боге не есть сам Бог». Всякая свобода и отдельная жизнь обретается ценой отделения от универсального божественного целого. И это есть универсальное иррациональное грехопадение. Оно проявляется как своеобразная импотенция человека вне Бога и Абсолюта действительно достичь подлинной разумности, совершенства, гармонии. И одновременно как вновь и вновь возобновляющиеся титанические усилия человека по достижению совершенства, которые служат единственным оправданием человека.
Это приводит к неискоренимому чувству метафизической вины, наказанием за которую является приговоренность человека к жизни конечного существа, существа чувственного мира, закованного в цепи причинной необходимости, подвластного неумолимой судьбе.
Вариации исполнения такого иррационального осмысления – бесконечны. Но самое главное, они – непереносимы. Это состояние жизни, в которой самое существенное не выговаривается и принципиально не доводится до сознания, при этом как-то известно как дело обстоит на самом деле. Поэтому происходит сознательное «закрывание темной основы», что окончательно делает мысль религиозно-мистической. И невозможно ответить на вопрос, чего в таком развитии философии больше: интеллектуальной нечестности и страха или глубинного сознания недопустимости открывшейся перспективы.
Зарождающийся метафизический ужас философии умиряется религиозно-мистическим признанием присутствия Бога в мире. Мир есть результат теургического, т.е. чудесно-магического и разумного действия Бога, определяющего единую божественную эволюцию мира. В «Философских исследованиях о сущности человеческой свободы» Шеллинг говорит о порождении Бога из природы как из внутренностей его основы. Бог сам творит себя, и не является с самого начала чем-то готовым и застывшим. Весь природный и исторический процесс – не что иное как путь совершенствования сознания, развития личности Бога, наподобие человеческого возведения бессознательных начал в себе в степень сознания. Никто не достигает абсолютной ясности сознания. И Бог также обладает таким недостижением.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.