Война естественный процесс (в отличие от революций – противоестественных измышлений людей). Войны нужны по ряду причин. Долгий мир развращает, война мобилизует и возвышает национальный дух. Народ оздоровляется политически.
Кроме того, война – показатель исторической избранности или неизбранности нации. История прогрессирующее становление разума. И в каждой своей эпохе разум выбирает особую нацию, миссия которой его продвижение. Избранная нация господствует всю эпоху, а прочие «лишенные права» не входят в счет истории». История – это «мировое судилище», в котором присутствие мирового разума в национальной жизни узнается по военной победе, поражение же доказывает, что разум уже не в гармонии с этим народом.[25]
Еще раз следует подчеркнуть, что для Гегеля такая точка зрения не выражение чувств верноподданичества, но теоретически безупречная выкладка. По мысли Гегеля, свобода человека на пути его к свободе мирового духа неизбежно должна осуществляться через ряд публичных общественных деяний («овнешаться», «объективироваться», «отчуждаться»). Она не может ограничиваться субъективным ощущением свободы. Эти деяния и есть государственная сфера. Поэтому любое государство – святыня, и чем оно стабильней, чем рациональней организовано, тем лучше.
Сам философ отдает предпочтение конституционной монархии, потому что она представляется ему наиболее устойчивой. В конституционной монархии государственный организм строится по принципу пирамиды – бюрократической иерархии, опирающейся на широкое основание разветвленной армии чиновничества и венчаемой верховным бюрократом – монархом, который и воплощает в себе самую идею государственности. При этом реализуется, как говорит Гегель, ситуация «меры», «золотой середины», когда уравновешены интересы различных групп, меньшинства и большинства. Вершина этой пирамиды – монарх, прежде всего символ единства нации, олицетворение его воли, а не конкретная самовластная персона. Монарх – это верховный бюрократ, неважно как при этом называющийся монархом, или скажем, президентом. Он – принцип логической завершенности политической сферы.
Личные качества этого верховного бюрократа не имеют никакого значения. Важно, чтобы бюрократическая пирамида, которую он венчает, была организована совершенно, функционировала бесперебойно. При совершенной организации государства важна «лишь наличность формально решающей вершины». Это достаточно странное представление о монархии вызвало в свое время ироническую реакцию Маркса. Ведь если в деятельности государя наибольшее значение имеет то, что служит делу продолжения и незыблемости монархии, то по логике Гегеля «высшим конституционным правом короля является его деятельность по вопроизведению рода, ибо ею он и производит короля и продолжает свое тело. Тело его сына есть воспроизведение его собственного тела, сотворение королевского тела».
Социально-политические взгляды Гегеля могут быть названы «философией бюрократии». Принцип «каждый свободен», который Гегель полагает целью идеального государства, при реальном господстве бюрократии превращается в «противогосударственную цель», ибо она считает только саму себя конечной целью и верховным благом государства.
Поэтому бюрократический аппарат власти неизбежно превращает государственные задачи в канцелярские, а канцелярские возвышает до государственного значения. Сама машина управления функционирует в виде различных «инстанций», связанных между собой посредством субординации, слепого подчинения, веры в авторитет, в механизм строго определенных действий, предписанных принципов, циркуляров, директив, подлинно демократический открытый дух государства представляется бюрократии предательством по отношению к канцелярским таинствам ее кастовой, замкнутой деятельности. Бюрократия карает чиновника, поскольку он грешит против нее, но она берет его всякий раз под защиту, когда сама совершает грех в его лице[26]. Основная система ценностей, поддерживающая государство и «амортизирующая» бюрократизм – религия.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.