Чем более абстрактной является категория, тем большая «мощность» того бесконечного множества, которое она породит. Наиболее абстрактной является категория бытия. Именно бытие – исходное понятие мира и диалектики. Только это понятие не требует для себя сопоставления с чем-то другим. В своем исходном состоянии – оно полное отсутствие определений. Это «чистая мысль», «совокупность всех реальностей» и т. п. Но значит, оно тождественно чистому ничто. Исходная диалектика бытия и ничто порождает все цветущее многообразие мира, производит наличное бытие, в котором многократно увеличивается и воспроизводится изначальная диалектика универсальных «Есть» и «Нет».
Эта диалектика трех основных закономерностей. Во-первых, неизбывным является единство и борьба противоположностей, поскольку главным движущим элементом универсума является противоречие. Противоречие – высшая действительность, «корень всякого движения и жизненности», а не ошибка мысли. Во-вторых, сложная взаимосвязь количественных и качественных сторон действительности. И, в-третьих, реализация особого типа преемственности в развертывании мирового духа и познании.
Не возможно понять предмет, не уяснив всего предшествующего пути его развития. Поэтому действительным целым и завершенным является не «голый результат», а результат, неотрывный от своего становления. Развитие проходит не по замкнутому кругу, а по «спирали», от низшего к высшему. Структуру «спирали» развития определяет триада: тезис, антитезис, синтез.
В каждом предмете выделяются три момента: 1 – непосредственное сплошное единство (предмет в себе); 2 – объект как сложность, множество, расчлененность, рефлексия (предмет для себя); 3 – воссозданное единство, в котором не теряются выявленные различия (предмет в себе и для себя).
Эту же универсальную триадичность можно видеть и на каждом этапе развертывания абсолютной идеи: 1 – полагание некоторой определенности; 2 – ее раскол на противоречащие смысловые полюса; 3 – «снятие» противоречия в общности более высокого порядка. Именно таким образом идет движение от понятия к человеку и к духу.
Логические формы и законы не являются только пустой оболочкой внешней формой, а составляют средоточие объективного духовного мира, систему его своеобразного «организма». Важнейший лозунг этого «организма» - «Достойно гибели, все то, что существует». Невозможно достижение абсолютной окончательности, абсолютного результата. Единственным абсолютным является только сама диалектическая жизнь мировой идеи.
Знание этой диалектики достигается разработкой диалектического метода мышления и его принципы реализуются при анализе всех сфер действительности.
Саморазвитие абсолютной идеи невозможно понять без предположения тождества бытия и мышления. Целостный динамичный субъект-объект возможен только в мире, определяемом таким тождеством. Сама по себе эта идея не нова, она восходит к Пармениду. Но до Гегеля тождество понималось как символ статики, неводвижного величия. Гегель делает тождество законным элементом диалектики (развивая и теоретически утверждая идеи Шеллинга).
Если саморазвивается не что-нибудь, а абсолютная идея, то такое саморазвитие есть самопознание. И наоборот, самопознание абсолютной идеи есть саморазвитие. Она сама для себя есть предмет. Но в качестве предмета для себя никогда не бывает абсолютной. Ее бытием является мышление, т. е. процесс представления себя в форме противоположного ей предмета. Суть всякого тождества и абсолюта в том, что он открывается для себя только через нетождественное и неабсолютное.
Абсолют сам «полагает», как бы кладет перед собой частички самого себя в качестве внешних предметов, для того, чтобы максимально полно и точно осуществить самопознание, что для Гегеля равно и познанию мира. Главная цель человеческих познавательных усилий – понять эту «хитрость абсолюта» и уметь правильно следовать за ней.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.