Категорический императив имеет три формулы, о которых Кант говорит в «Основаниях метафизики нравственности». I. Формула универсальности, которая требует, чтобы человек выбирал такие нормы поведения, которые он мог бы пожелать для себя в качестве правил «всеобщего законодатльства», т.е. выбранными и другими людьми по отношению к нему. (Наиболее простая интерпретация: «Не делай другим того, чего не желаешьсебе». У Канта же другое значение: должен делать то, что желаешь для себя). 2. Формула персональности, которая требует, чтобы к любому человеку относились только как к цели, и никогда как к средству для достижения целей (даже самых возвышенных). 3. Формула автономности, которая требует, чтобы воля была подчинена не только самозаконодательству, но и всеобщему законодательству, но в том, и только в том, случае, когда в самом всеобщем законодательстве эта воля рассматривается, как имеющая безусловное право быть самой себе законодательницей. (Система права должна быть либеральной, человек - законопослушным гражданином.)
Во всех своих формулах категорический императив – требование безусловное, не создаваемое человеком, но выполняемое. Выполняемое без всяких условий, всегда, даже в полном одиночестве, даже при абсолютной неблагоприятности всех обстоятельств. В нем мы находим конечную причину того, почему следует поступать нравственно. Поэтому именно он делает поведение человека рационально обоснованный выражением доброй воли. Этот императив предполагает максиму: «Должен, значит можешь».
д). Для отдельного человека категорический императив создает трудноразрешимую мировоззренческую и нравственную ситуацию, которую часто называют «коллизией обязанностей», фактически коллизию между чувством и долгом.
Мотивация поведения человека может быть различной: благорасположенность, симпатия, любовь, – или же: понимание ответственности и необходимости, уважение к закону, долг. (Речь идет о поступках доброй свободной воли). Категорический императив предполагает безусловное преимущество мотивации второго рода. Те поступки, которые мы совершаем по благорасположенности, сочувствию или любви, понимаются Кантом как недостаточно морально укорененные, они ситуативны, необязательны. Подлинная нравственность не может иметь такого ненадежного основания.
Подлинное и безусловное выражение морали мы находим только в поступках, совершенных по мотивам разумного следования долгу. Добродетельный человек – не мягкосердечный бездельник, а человек принципа. И по логике такого принципа; чем далее отстоит поступок от склонности, тем более он нравственен. Самый нравственный поступок: исполнение добра вопреки собственной склонности, и не совсем понятно, не следует ли вообще искоренять наши склонности.
е). Сам Кант не доводит до столь радикального вывода свои размышления о категорическом императиве, но, понимая его возможность, всячески настаивает на том, что долг – не искусственное измышленное состояние для человека. Долг – это главное жизненное чувство. Чувство долга – аккумуляция всех наших чувств-склонностей.
Каким бы странным и невыполнимым не казался нам наш долг, приходится признать, что без него не может быть нравственности. Поскольку нравственность – это не состояние счастья, с одной стороны, и не цепь наших поступков по правилам – с другой. Нравственность – особое состояние жизни, априорно, и даже трансцендентально предназначенное человеку.
Нравственность – то, что связывает человека с миром. Основываясь на принципе долга, мы можем приходить к определенным предположениям о мире, о которых мы не можем узнать теоретически, но которые предъявлены нам нашей совестью как очевидные практические постулаты.*
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.