Специфика проявления этой духовности и достоверности определяется познанием, интеллектом. Противоборство в духе и человеке возникает вследствие того, что человек выходит из сферы абсолюта, не выдерживая роли художника-творца. Но даже пребывая в сфере Абсолюта, но лишь на уровне интеллектуального созерцания, а не на уровне высшей художественной достоверности, мысль все равно оказывается в противоречии. Либо критицизм, делающий абсолютное недостижимой целью, либо догматизм, утверждающий абсолютную достигнутость абсолюта.
Подлинно понимать абсолютное начало можно только как идеал. Идеал – не абстракция, а реальность и воплощенность. Шлегель выразительно определил «Идеал одновременно идея и факт». На абсолютное как идеальное направлено не интеллектуальное, а творческое усилие. И в полной мере все это проявляется в художественном произведении. Именно оно - художественное произведение – подлинное выражение трансцендентального субъекта, который очевидно является художником. В художественном произведении любое явление рассматривается в своей предельной прорисованности, а значит чистое, открывающей высший пункт его развитости, высшей его потенции.
Художественное произведение завершает иерархию «произведений» нехудожественных. Философия и является единым знанием об этой эволюции «произведений». «Чистые», главные предметы-произведения каждого этапа единой философии обладают единой сутью. В натурфилософии – свет, в трансцендентальной философии – интеллектуальная интуиция (созерцание), в философии тождества – самосозерцание Абсолюта, в философии искусства (эстетического пантеизма) – творчество гения. «Высшая потенция самосозерцания… определяется как идея гениальности».
Гением в искусстве создается высшая форма единства. И процесс этого создания – единственный способ осмысления Абсолюта. Единство природы еще бессознательно. Именно поэтому оно удивительно прекрасно, но не может быть «ристалищем свободы». «Всякое растение является целиком тем, чем оно должно быть; свободное в нем необходимо, а необходимое свободно». Именно это совпадение является бессознательным. Свобода же в полном смысле может быть лишь при совпадении сознательного и бессознательного, различающихся между собой. Свобода – непреложный момент творчества, подразумевающий противоположность сознательной и бессознательной деятельности.
Необходимое для этого свойство только в произведении искусства. В художественном произведении, и только в нем, допустима самоотдача и погружение в объект – прекрасную одухотворенную природу. Такая потеря свободы – лишь видимость потери, а в сущности это высшая реализация свободы. Художественное произведение - воплощенная свобода. Именно в нем свобода сознательной деятельности получает настолько полное завершение, что всякая видимость произвола исчезает. Противоположность объективного и субъективного скрывается, сознательное и бессознательное приводятся в гармонию.
Это происходит от того, что в основе художественной деятельности – гениальность. Гениальность есть то непостижимое, что стоит над сознательной и бессознательной деятельностью и в чем обе абсолютно совпадают. Абсолютная достоверность идеала – это достоверность гения. И наоборот, благодаря гению идеалы – не фантомы, не тени, а воплощения абсолюта. Мир, освященный гениальностью, - не эмпиричен, не абстрактен, а символичен. Он реальность значащая и обозначаемая. Абсолют как обобщающая сумма эмпирических данных примитивен; Абсолют как интеллектуальная конструкция чудовищен. Не случайно Шлегель говорил: «Произведениями, идеал которых не имеет для художника такой жизненной реальности как бы личность, как возлюбленная или друг, лучше бы оставаться ненаписанным».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.