Немецкая классическая философия. Трансцендентальный идеализм Иммануила Канта. Особенности кантовского рационализма. Философия Абсолюта Йозефа Шеллинга. Объективный идеализм Фридриха Гегеля, страница 63

Поэтому Разум – это роза на кресте современности, лаконично изрекает Гегель в своей «Философии права». Символом мирской юдоли скорби является у Гегеля почерневший от времени крест на погосте. Но крест этот увенчан розой, живой, проросшей на этом кресте, питаемой текущими по нему соками разлагающейся жизни веков, розой человеческого разума. «Познание нами разума как розы на кресте современности – это и есть удовлетворение философией, и есть примирение с действительностью.



* Не случайно Якоби го­ворил: «Без этого понятия нельзя войти в кантовскую философию, а с ним нельзя в ней оставаться».

[1] Кант И. Сочинения в 6-ти т. Т.4, ч.1. С.241. М.,1965

[2] Кант И. Соч. в 6-ти т. Т.4,

* Такое обращение Канта к Богу мало похоже на традиционное: «Вначале было слово...», и гораздо больше предвосхищает известное из русской классики: «Но есть, есть Божий суд!». Не случайно, познакомившись с первыми работами Канта, его учитель Кунц спросил его о том, верит ли он в Бога. Кант, не колеблясь, уверенно ответил утвердительно. Но вопрос был неслучаен.

* Богом для этого освобожден от невежества, а не для несвободы от своей бренности и злобности.

* Цепочку феноменов этой связи можно представить следующим образом: «должен – значит можешь»; «можешь – стремиться к совершенству»; «совершенство – смысл»; «смысл – миропорядок»; «миропорядок – Бог».

* Причем был отдан, кажется, по чьей-то настоятельной рекомендации.

** Что, в прочем, относится ко всем немецким философам.

* Но через увлеченность философией Фихте прошли все немецкие философы (кроме Канта) и романтики. Его серьезно изучали в России. Очень точно передал отношение к нему поэт Гёльдерлин: «Титан, сражающийся за свободу человечества».

[3] Цит. По Гайденко  П.П. Парадоксы свободы в учении Фихте. М.,1990. С.9.

* Фихте не говорит, что «вещей самих по себе» нет. Он полагает, что их наличие или отсутствие – не вопрос философии. Подлинный ее вопрос – о человеке и его деятельности.

* А Фихте как автор «Наукоучения» и как представитель немецкой классики был рационалистом.

[4] Фихте Г. О достоинстве человека. // Соч. в 2-т. Т.1. СПб.,1993. С.437.

[5] Фихте Г. Назначение человека. // Соч. в 2-х т. Т.2. СПб., 1993. С.214.

[6] Там же. С.97.

[7] Там же. С,98.

[8] Фихте Г. О достоинстве человека. // Там же. С.441.

[9] Фихте Г. Назначение человека. // Там же. С.216.

[10] Там же.

[11] Там же. С.218.

[12] Фихте Г. О достоинстве человека. // Там же. С,437-438.

[13] Там же. С.439.

[14] «Действия – страдания», «взаимодействия – взаимоопределения», «отношения – ограничения».

[15] Цит. по

[16] Фихте Г.  Замкнутое торговое государство. // Соч. в 2-х т. Т.2. СПб.,1993. С.239.

[17] Там же.

[18] Там же. С..238.

[19] Там же. С..237.

[20] Там же. С. 235.

* Фихте первым начинает говорить о феномене национального характера.

[21] Там же. С. 238.

[22] Там же. С. 238

* Если к этому прибавить, то, что Фихте придает большое экономическое значение наукам и искусствам, можно сказать, что он фактически говорит об экономике «высоких технологий».

[23] Именно эта идея, принятая, или поставленная под сомнение, лежит в основе всех последующих моделей переодизации истории: общественно-экономических формаций у К. Маркса, типов хозяйствования у М. Вебера, сменяющих друг друга цивилизаций у  О. Шпенглера и не связанных ни в какое морфологическое единство цивилизаций у А. Тойнби.

[24] Именно это позволило Ортеге-и-Гассету назвать философию Гегеля философией Цезарей и Чингис-Ханов. И многие исследователи говорят о культе государства у Гегеля, и даже сопоставляют  его с Гитлером и Муссолини.

[25] При этом следует понимать, что Гегель не призывает превратить историю в мировое судилище, но лить жестко констатирует жестокие законы истории. Возможно, он не боится это делать потому, что не знает , что такое массовые политические партии, тем более фашистского толка, мировая война и концентрационные лагеря. Он верил в монархию и в человечество.

[26] При этом нужно иметь в виду, что философия бюроктарии Гегеля – не описание реальных механизмов действия реального государства, а философское описание идеи государства.