Способность категориально мыслить определяет нормальное функционирование чувственности и разума, и дает возможность объяснить их. И без самостоятельности рассудка невозможны были бы ни человеческая чувственность, ни разум.
г). Рассудок – не простое обобщение чувственности, абстрагирование от нее, а необычный способ ее переработки, имеющий внечувственную природу. Механизм соотношения чувственности и рассудка необычен. Чувственность имеет свои априорные формы и никогда не может быть только ощущением. Кант считал важнейшим своим открытием, собственно «коперниканским переворотом» в философии то, что чувства тоже «мыслят априори».
Чувственность определяется через понятие восприятия. Она всегда целостность, некий шаблон-восприятия, который есть у человека не как понятие, а как созерцание или образ-образец. Человек воспринимает мир не в отдельных ощущениях, а в целостных психофизических, телесно-эмоциональных «фразах».
Это происходит оттого, что наиболее фундаментальные условия восприятия: пространство и время, – являются априорными, данными человеку до реального опыта, формами чувственного многообразия (они оформляют силу этого многообразия). Благодаря им, ощущения не хаотичны, а организованы. Они организуются в пределе в гармонию и красоту, поэтому чувства существа, именуемого человеком, в пределе – чувства художника. Чувства человека всегда эстетически «воспитанные» ощущения. Эстетика – это этика в области чувств. Быть изначально так «воспитанным» пространством и временем – в природе наших чувств. Не случайно «Критика чистого разума» начинается с «Трансцендентальной эстетики».
Чувства – совсем не только материал для рассудка, а рассудок – совсем не только обобщение чувств. Они «сотрудничают» в деле постижения мира и поэтому имеют одинаковый механизм – априорность. Можно сказать, что чувства и рассудок едины как две ипостаси одной и той же способности сознания. Каждая из ипостасей необходима, т.к. рассудок без чувственности окажется голой способностью организовывать беспредметность (схоластикой), а чувственность без рассудка – хаосом досознательной раздражимости, мраком, реакций безмыслия.
Б). Новаторство кантовской философии в понимании разума. Такой анализ приводит Канта к главным выводам его гносеологии.
а). Окружающий мир не дан человеку непосредственно, без учета особенностей нашей познавательной способности. Мир – «вещь сама по себе» (до конца нам никогда не открывающаяся). В этом качестве он провоцирует, инициирует наши чувства. Но знать его мы можем только как явления, как то, что явлено нам нашей сознающей способностью, в априорных формах этой способности: пространстве, времени, категориях.
Т.е. человек, приступающий к процессу познания не находится с состоянии гносеологической «невинности», он – не «tabula rasa», а обладающая уже сложившимися познавательными формами самостоятельная деятельность. Его мысль – не пассивное зеркало природы, а своеобразная «сеть», которую он набрасывает на окружающий мир, и в ячейках которой получает «мозаику», рассказывающую ему об окружающем мире. Поэтому человек постигает мир в меру своей подготовленности и развития своей понятийной способности. Знания никогда не начинаются с нуля, а всегда с предшествующего знания.
Какой источник может быть у такой прогрессии знаний? Пытаясь ответить на этот вопрос, Кант приходит к идее продуктивной способности воображения. Иногда он говорит сильнее – «произвол воображения». Сущность рассудка как главной мыслительной способности – продуцировать, синтезировать мысль, которая, как луч высвечивает тот или иной фрагмент действительности.
Мысль всегда активна и творчески включена. Но механизм ее действия схематичен. «Луч» мысли – не монотонное безразличное освещение, а пульсирующее, обрисовывающее высвечивание, оперирование «схемой-понятием» (объект-гипотезой). Мысль – всегда организованное рациональное творчество, в основе которого лежат «чувства» возвышенного и прекрасного.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.