Шеллинг заявляет свою философию с неменьшей гениальностью, чем Фихте, чему есть веские основания. Йозеф Шеллинг родился в небольшом городке Леонберг. Его отец, местный дьякон, был достаточно выдающимся человеком, со временем занимавший руководящие должности в протестантской церкви Вюртемберга. Он примером и обучением определял воспитание сына. И одаренность мальчика проявилась очень рано. Шести лет он пошел в начальную школу. Восьми – начал обучаться древним языкам. Затем латинская школа, где он проучился недолго, поскольку педагоги сочли, что ему уже нечего делать в школе, т.к. он знает и без того всю программу.
Поэтому в шестнадцать лет, вместо положенных восемнадцать, он получает особое разрешение для поступления в Тюбенгенский университет. И блестяще начинает там учебу на богословском факультете. Здесь его друзьями и товарищами по занятиям становятся старшие по курсу Гегель и Гельдерлин, дружбу с которыми он сохранял еще долгие годы.
Но ни богословие, и даже ни философия не составляли главного предмета интересов молодого Шеллинга. Все его внимание сосредоточено на на естествознании, а в естествознании – на медицине. Это определило натурфилософский характер его раннего творчества, и многие достаточно важные обстоятельства его жизни.
Например, его особую популярность в России, где он стал известен благодаря двум выдающимся медикам: Велинскому и Павлову. Но главное, это составляло, возможно, центральную трагедию его жизни, связанную с его отношениями с женщинами.
Имя Шеллинга, одно из немногих в истории философии, неразрывно связано с именем женщины. Каролина - для немецкой философии, почти также символична, как Ксантиппа для античной, только с другой интонации. Каролина, Альбертина, Доротея Михаэлис, по первому мужу Бемер, по второму – Шлегель, по третьему – Шеллинг, безусловно, определила философский гений Шеллинга. Жизнь с ней и ее кончина определила начало и радикальный перелом его философии. Их семейная жизнь была омрачена тем, дочь Каролины Августина, влюбленная в отчима, тяжело заболела. Шеллинг взялся лечить ее самостоятельно, и, к сожалению, абсолютно безуспешно. Девушка скончалась. Это не могло не определить очень много в дальнейшем духовном развитии Шеллинга.
Именно Каролина, которую диаметрально противоположно аттестовали современники, впервые точно определила специфику шеллинговской философии, назвав ее «вдохновенной поэтичностью в философской форме». Сам Шеллинг без ложной скромности считал свою философию «высшей поэзией человеческого духа». Гегель позже с ворчливой признательностью окрестил ее «свирепствующей гениальностью».
Это создает особую сложность как в систематизации идей Шеллинга, так и в реальном процессе их распространения. О Шеллинге говорят часто как о философе «инкогнито»: «предшественнике инкогнито», «современнике инкогнито». Он очень многое определяет в дальнейшем, развитии философии, но, как правило, неосознанно ни для него самого, ни для последователей, если их можно назвать таковыми. Его судьба – судьба «генератора идей», источника питания, о котором забывают в собственном философском пути. Уже по отношению к более старшему Гегелю, он выступал безусловно в этой роли.
Это не значит, что можно говорить о философской несамостоятельности Гегеля. Скорее можно считать, что Шеллинг «заразил» Гегеля идеей целостности, тотальности, о которой он в исходном эстетическом порыве живописал философией, не доводя этот порыв до завершения в логической сфере. Гегель же был одержим логикой, логикой целостности.
Идею целостности Шеллинг воспринял из пантеизма Спинозы. Он считал, что идеи Спинозы могли бы помочь действительному развитию кантовской философии, в особенности самой главной, с точки зрения Шеллинга, кантовской идеи – о продуктивной способности воображения. Соединив идею единства Спинозы и идею продуктивного воображения Канта, можно попытаться показать, как соединяются пространства нравственности и физики души и природы, как формируется один непрерывный ряд духовно-природных явлений, идущих вверх от самого простого в природе до самого высокого и сложного в духе – произведения искусства.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.