Но «мудрость, ...устанавливающая правила, соразмерные с конечной целью всего сущего, т.е. с высшим благом, присуща только Богу; человеческая же мудрость состоит в том, чтобы в своих поступках не противоречить явно идее божественной мудрости». Это значит, человек призван постигать цели истории, как цели нравственного и интеллектуального прогресса. Причем, цели эти задает человеку природа, поэтому в соответствии с ними он и должен организовывать политические и правовые формы своей жизни. Эта деятельность никогда не сможет быть инструментом абсолютного совершенствования человека, но сможет совершенно достаточно компенсировать его несовершенства, противоречивость и неизбывный трагизм.
Вывод. Моральная философия Канта как философия практического разума – это философия человека, т.е. существа, способного на разум и мораль. Принципиально недоступное морали существо не является человеком. Способность к моральной разумной организация, при этом далеко не всегда реализуемая – критерий для определения человека.
Так же как и теоретический разум, практический – антиномичен. Моральность человека обязательна, но не гарантирована. И также как в теоретическом размышлении необходимо критически ограничивать себя, в практическом действии необходимо критически сдерживать себя, т.е. нужно действовать по правилам, императивам, согласно законам и нормам разума. В теоретическом действии нужно быть рассудительным, в практическом – совестливым. По Канту, совесть и критика – фактически синонимы.
Исходные силы-формы человеческого действования: воображение – долг – право. Все они – различные уровни исходного синтетического единства апперцепция. Именно оно и делает человеческие действия подлинно человеческими, поскольку для Канта человек существо разумное, а не играющее. Критерием государственных и правовых действий является мораль. Критерием морали – способность к познанию, благодаря которой мы вообще знаем о высших конечных целях, о должном и идеале, что собственно и делает нас людьми.
4. История, общество, право в воззрениях Канта.
Моральная философия Канта приходит к утверждению права как самого действенного выражения долга. Право – это долг в действии, в осуществлении. Поэтому право – центральная часть структуры общественной жизни. Что же характерно для этих структур? Во-первых, различные типы политического устройства определяются различным пониманием нравственного и даже познавательного. Во-вторых, идеал политического устройства – универсальная система всеобщего законодательства. В-третьих, универсальный общественно-исторический статус гражданина (быть гражданином и историческим существом – неотъемлемая родовая черта человека).
А). Принципы устройства общественной жизни. Система всеобщего законодательства. Общественная жизнь строится либо по правилам гетерономности, либо по правилам автономности личности.
а). Гетерономность предполагает систему общественной жизни, которую можно определить как политический патернализм. Он составляет суть монархий и крайних форм диктатуры и тоталитаризма. Это же определяет и жизнь общины. Кант считает, что такая политическая форма исторически опровергает себя, независимо от модификации. Ее несостоятельность не в жестокосердии власти, а в самом принципе нравственно-политической авторитарности, идеологии осчастливливают людей.
Даже наиболее привлекательная форма такой политической модели – община – с ее патриархальной сострадательной человечностью, не является подлинным выражением природы человека. На место такой человечности должна прийти человечность исходного доверия к достоинству человека, к его способности самостояния. Отношения личной зависимости, выражающиеся в антитезе «любовь – ненависть» следует заменить отношениями долга, т.е. сознательно-юридически опосредованными отношениями свободных граждан.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.