Необходимо выделить веру в ее непосредственности, как факт, в чистом виде, независимо от интерпретаций как рационалистических, так и профессиональных, независимо даже от Символов веры и Священных писаний. Необходимо обращаться к факту веры, а не к формам ее проявления. Найти суть и подоснову религиозного чувства, так чтобы вера как предмет философского подхода была взята в своей свободе и самобытности.
Религиозная задача должна рассматриваться как высшая задача философии. При этом философия – не наукообразное знание и не служанка теологии. Возможно подлинно свободное отношение философии и религии. Каждая должна оставаться тем, что она есть в своем своеобразии и самобытности, и одновременно подтверждать друг друга. Свободная от внешней рационализации вера освящается философией; свободная от ортодоксии философия постигает веру в ее самобытности. Философия способна постигнуть важнейшее жизненное проявление – религиозное, способна быть подлинным внутренним светом религии.
Философия религии постигает суть творения, т.к. в основе последнего – откровение. Философия религии – это философия откровения. Это философское постижение эволюции откровения, истории религиозного откровения. Эта история является подлинным фундаментом истории общества, которая зависит от возникновения и смены фундаментальных религиозных форм.
При этом всякая религиозная форма при своем возникновении мифологична. Поэтому подосновой религии являются мифы. И позитивная философия должна создать теорию мифа, философию мифологии. Шеллинг считает, что есть две неверные точки зрения на природу мифа.
1. В мифологии вообще нет никакой истины, она не более чем сказание.
2. В мифологии есть истина, но не в ней как таковой, а «за ней», и она может открыться только благодаря трудной реконструкции реальности из фантазии.
На самом же деле это совершенно необычная истина в мифологии как таковой. И миф есть не изобретение, а субъективно данный (совершающийся в сознании) необходимый теогонический процесс. Мифологическое сознание – это такой процесс, когда сознание, будучи вынужденным останавливаться на отдельных моментах, во всем последующем удерживает предыдущее, и поэтому сопровождается острым переживанием длящегося движения сознания, вытесняющего из себя временное разделение (прошлое, настоящее, будущее) и потому божественное.
Мифология является, в сущности, теогоническим процессом, т.е. таким, который происходит из сущностного отношения человеческого сознания к Богу, происходит из отношения, в котором сознание по своей природе является сознанием, полагающим Бога. Мифологическое сознание - теогоническое сознание.
Мифологическое сознание – это максимально объективное сознание. Его содержание определяется все несделанное, природное, сущностно-подвижное. Это сознание вещей и мира в их целостности, завершенности, фиксированности, т.е. особости, данности, бытийственности. Это предельно наполненное сознание и потому переживающее – сознательно проживающее бытие.
Шеллинг говорит об этом даже так. «Мифологический процесс – это явление такой полноты протекания как, например, в физическом организме болезнь, правильно и естественно протекающая, т.е. благодаря необходимой направленности снимающая себя и восстанавливающая здоровье; это движение, которое исходит из определенного начала, проходит через определенные центры, достигает определенного конца, тем самым, замыкая и завершая себя».
Целостное, завершенное, ставшее, сбывшееся составляет мир (а не хаос). Шеллинг пытается сказать об этом, причем сказать и в качестве поэта, и в качестве рационального философа. Это изначально попытка невозможного. Следствием этого очевидная несопоставимость ранней и поздней философии Шеллинга, которую сам философ не ощущал. Он постоянно подчеркивал, что «негативная» философия необходима «позитивной», что первая становится такой, только при появлении последней. Что он – не мистик. Мистика – хаотична.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.