Идеалистическая направленность не означает, однако, что немецкая философия не имеет в себе никакого материалистического содержания, не случайно она породила к жизни материалистическую философию Людвига Фейербаха, которого часто также относят к этой философии. Практически все немецкие философы проявляли глубокий интерес к философии природы и к научному пониманию мира. И работы этих философов наполнены множеством материалистически прочитываемых смыслов и идей.
Показательным является также определение этой философии, так сказать, по национальному признаку. Есть особая преемственность систем немецкой классики, их особое тематическое единство, определяемое не только историей развития философии, но и особенностями развития Германии того времени. Понятие национальный дух, нация были очень важными для немецких мыслителей, впервые осознавшихх тему национального как самостоятельную и значительную в философском размышлении.
2. Социально-политический контекст немецкой классики.
Состояние Германии того времени определялось как внутренними обстоятельствами: раздробленностью, экономической отсталостью, наполеоновским нашествием, так и внешними: Французской революцией и господством французского духа во всей Европе. В целом, это был период мучительного рождения товарно-денежных, капиталистических отношений в патриархально-феодальной стране.
Думающим и переживающим судьбы страны немцам этот период казался еще более мучительным и безнадежным на фоне бурных событий во Франции. Германия воспринималась ими как разрушающаяся цитадель монархизма, бюрократизма и филистерства (мещанство, с оттенком воинствующего невежества, лицемерия и ханжества), разбавленного неумеренной сентиментальностью и неотесанным хамством мелкого бюргерства в обыденной жизни.
Сильной страна виделась только в одном – в «области мечты», как тогда говорили. Культурная жизнь Германии соединяла в себе действительно глубокие и мощные прорыва в области искусства (Гете, Шиллер, Гейне, Бетховен, Шуберт, Шуман, уже названные романтик и др.) с достаточно пошлым мировоззрением мечтательной сентиментальности и экзальтации, избыточным самоанализом душевных переживаний и движений, романтических грез, переплетенных с неопределенной тоской по определенной деятельности. Германия того времени являет собой классический пример возможности совпадения в развитии народов и государств социально-политических минимумов и духовно-творческих максимумов.
Вследствие всего этого предметные, событийные основания для немецкой мысли черпались в соседней Франции. Немецкая мысль оказалась своеобразной рефлексией по поводу бурной социально-политической жизни Франции. Дух французской революции удивительным образом трансформировался в абстракции немецких философских систем.
При этом отношение к революции было двойственным. Первоначальное бурное сочувствие сменилось с установлением якобинской диктатуры на сдержанное неприятие. А последующее нападение Наполеона на Германию усилило консерватизм взглядов и даже придало обветшалому феодализму оттенок национального достояния.
Будучи уже известным и именитым, именно в1894 году, Кант пишет работу под примечательным названием «Конец всего сущего». В ней он говорит о предпринимаемых людьми попытках время от времени радикальными средствами усовершенствовать собственную жизнь и, в целом, мир. Горькая ирония пробивается в словах, комментирующих эти попытки: «Я слишком хорошо сознаю свою неспособность внести какое-нибудь новое счастливое предложение и хочу лишь дать совет, для чего, конечно, не нужна большая изобретательность, - оставить все в том состоянии, которое уже сложилось и на протяжении почти поколения сносно проявило себя в своих последствиях. Естественно это не может быть мнением мужей великого или предприимчивого духа, но да будет мне позволено скромно обратить внимание не на то, что они намеревались совершить, а на то, что им придется преступить, чтобы не действовать вопреки своим (пусть даже самым лучшим) намерениям».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.