б) Как было сказано, Фихте не разделяет концепции естественного права. Но он не отрицает неизбежности первичного общественного состояния, которое можно назвать периодом естественной (природной) неограниченной свободы. Вследствие этой неограниченности свобода становится преградой для себя самой. С одной стороны свободы неограниченно много, а, с другой, ее фактически нет, поскольку она невыполнима. Вследствие этого нет и собственности.
«В этом состоянии никто не свободен. Никто не может ничего создать в расчете, что оно просуществует хотя бы одно мгновение. Из этого взаимного столкновения свободных сил можно найти выход исключительно только в том, что обособленные индивиды договариваются между собою».[22] Длительная история создания института государства есть ничто иное, как долгий процесс «договаривания» людей по поводу форм совместного жизнеустройства.
Современное государство сохраняет в себе стремление к необузданной свободе и в то же время взращивает и утверждает обуздывающее ее право, и покоящуюся на нем собственность. Создание государства – безусловный прогресс в сравнении с догосударственным состоянием. Но это прогресс частичный. Если состояние полной свободы анархично и неэффективно, то не до конца замкнутое государство – безнравственно и потому часто бедствует.
Результатом общественного договора является создание возможности обмена результатами свободной деятельности, что выражается, в конечном счете, в создании системы разделения труда. Средоточием государственной жизни становится, как считает Фихте, торговля. Но это политическое приобретение порождает очень негативные последствия, связанные, прежде всего, с неотъемлемой от него конкуренцией.
Для того, чтобы обеспечить возможность реализовать все виды жизнезначимой свободной деятельности, государство прежде всего должно, как считает Фихте, уравнять в правах тех, кто обладает недвижимой (прежде всего земельной) и промышленной собственностью.
Б) Суть, структура и задачи замкнутого торгового государства. Первая задача, которую осуществляет государство – задача экономического регулирования и планирования, определения стратегии разделения труда, осуществление того, чтобы не нарушалось «равновесие промыслов». Это означает, в свою очередь, противостояние порочным последствиям свободной конкуренции.
Но эта задача неразрешима, если, как полагает философ, государство не сможет выполнить свою вторую важнейшую задачу – оградить национальную экономику от каких бы то ни было внешних связей и контактов. Изоляционизм и протекционизм национальной промышленности – «альфа и омега» политического учения Фихте.
Он убежден, что главным источником богатств нации является не приток денег, как считали меркантилисты, не увеличение непосредственного природного продукта, как считали физиократы, а результаты труда, приносимые промышленностью. Производство и производительные усилия человека – основа богатства.*
Немецкая классическая философия
Шеллинг
Фихте и его философия были предметом бурного, но недолгого восхищения и увлечения Й. Шеллинга. Достаточно быстро Шеллинг заявляет неудовлетворение этой философией. Когда разум задается вопросом о том, как он возможен, а человек задается вопросом о том, что он должен (что мы находим у Канта), то это и является позицией еще только отрицательной философии. Философия Фихте эту отрицательность доводит почти до абсурда. Преодолевая разрыв кантовской философии, Фихте фактически убирает сам мир. Смысл есть только у активного действующего начала, а факт существования мира смысла не имеет, а значит является абсурдным.
Исходный пафос философии Шеллинга заключается как раз в том, чтобы создать положительную философию, значит вернуть «достоинство» природе, объекту. Это, в свою очередь, влечет за собой отказ от субъективизма и обращение пантеистически окрашенным представлениям. Происходит создание своеобразного объективного «субъект-объект».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.