Гносеологическая судьба человека – методическое исполнение теоретической «интриги», которая принципиально не имеет теоретического завершения. Можно сказать еще так. Сознающий и моральный человек должен «войти» в состояние неустранимой противоречивости чистого разума, представить даже противоположную себе точку зрения в ее наибольшей доказательности и убедительности и выдвинуть на первый план ее наиболее сильные аргументы. После этого усилием собственной свободной воли не просто найти правильный теоретический ответ, но принять практически и морально значимое решение (присоединиться в той или иной «духовной республике») и сознательно принять последствия этого решения, не приземляя и не канонизируя его.
Эстетически и этически окрашенный методологизм пронизывает кантовское учение о разуме, как теоретическом, так и практическом.
3. Моральная философия Канта.
Моральная философия Канта является органическим продолжением его гносеологии. При этом этическое является регулятором и оправданием гносеологического.
А). Природа морали и ее место в человеческой жизни. Безнравственный человек не может быть правильно познающим человеком. Моральное состояние человека является «колыбелью» его теоретического состояния. Чтобы понять наши теоретическиевозможности нужно понять наши моральные способности.
Практический разум есть собственно моралистическая вера, как было сказано. Понять нравственность – значит понять суть этой веры. Этому и посвящена моральная философия Канта. Здесь Кант исходит из двух, в целом противоположных положений. Во-первых, нравственность и вера имеют рациональную природу и являются продуктом деятельности человека. Во-вторых, они определяются трансцендентной божественной сущностью и не создаются (не измышляются) человеком.
а). Совокупность этих положений рождает вопрос о возможности рационально понятой и объясненной морали, о том, как она возможна. Ведь идея практического разума изначально проблематична, поскольку разум по определению теоретичен.
Полное теоретическое обоснование веры и морали недостижимо. Мораль по теоретическим основаниям столь же невозможна, как и разум с доказательностью рассудка. Но возможен особый тип, если не рациональности, то обоснованности морали: практическая организация человеческого поведения, подчиняющегося тому, что должно. Это долженствование определяется тремя высшими трансцендентными идеями: Бога, бессмертия души и свободы воли. Кант говорит о том, что относительно этих идей нет, и не может быть теоретических доказательств, поэтому «следует поступать так, как будто мы знаем, что эти вещи действительно есть».
Об этом он пишет следующее: «В области практического разума мы имеем дело (или игру) с идеями, которые разум создает себе сам; если этим идеям соответствуют какие-либо предметы, то последние лежат далеко вне круга нашего рассмотрения. Эти идеи недоступны для спекулятивного познания, однако, их не следует считать пустыми во всех отношениях, нам дает их в практическом отношении законодательный разум, разумеется, вовсе не для размышления над тем, что они представляют сами по себе, но для подкрепления моральных оснований, которые иначе были бы совсем пусты (но в конечной цели всех вещей приобретают объективную практическую реальность)».
Мораль, по Канту, – «объективная практическая реальность». Но открывается она нам, как всякая объективная реальность, благодаря разуму, но «законодательному», имеющему своими орудиями названные идеи. Это означает, во-первых, двойственную природу морали. Руководящие идеи практический разум «создает себе сам», но реальность, соответствующая этим идеям «лежит далеко вне круга нашего рассмотрения», нравственностьоформляется нашей свободной волей, но укоренена в Боге. Поэтому ее можно понять через соотношение воли и долга. Во-вторых, Нравственность как «законодательный разум» предполагает единство морали и права. Чистый практический разум – это политический и юридический разум. И это определяет антропологические и социологические идеи Канта.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.