Значительный интерес с точки зрения исследуемого явления представляет Литовский статут 1529 г.4 В разделе пятом данного законодательного акта речь идет об опеке. По смыслу положений этого раздела, опекун назначался не только для заботы о жене и несовершеннолетних детях, но и для управления имением умершего. Опекун не мог обременить наследственное имение долгами, продать, отдать в залог, передать или утратить его, за исключением случаев, когда совершение таких действий требовалось для погашения долгов самого наследодателя. Статья 10 раздела пятого Литовского статута наряду с опекунами упоминает душеприказчиков, она гласит: «Если душеприказчики и опекуны, начав исполнять завещание, не закончив этого, умрут, то это дело может быть поручено другому опекуну»5. К сожалению, анализ данного законодательного акта не позволяет ответить на вопрос о том, в чем состоит различие между душеприказчиками и опекунами. Однако нельзя оставить без внимания факт подробного регулирования в нем отношений по наследованию и распоряжению завещанным имуществом, что позволяет сделать вывод о широком распространении в Литовском кня-
' Мепер Д.И. Русское гражданское право. В 2 ч. По испр. и доп. 8-му изд., 1902. Ч. 2. М, 1997. С. 424.
2 См.: Гусаков А.Г. Курс семейного и наследственного права. СПб., 1911. С. 194.
3 См.: Гольмстгн А.Х. Указ. соч. С. 27.
4 См.: Литовский статут 1529г. // Хрестоматия по истории государства и права СССР: Дооктябрьский период. С. 55-113.
5 См. там же. С. 89.
245
жестве наследования по завещанию, осложненного «исполнительским» элементом.
Русское законодательство XVI - начала XVII в. почти не касалось вопросов исполнения завещаний. Лишь в 1557 г. царем Иваном IV был издан Указ, запрещавший мужу быть душеприказчиком жены. Причина издания такого акта, по-видимому, заключалась в ослабевающем контроле Церкви за развитием наследственных отношений и возрастающей власти мужа. Он мог приказать своей супруге передать все имущество ему на помин души, и, оказавшись в роли душеприказчика, совершенно свободно распоряжаться завещанным. В этой связи появление Указа 1557г. можно расценивать как законодательное закрепление гарантии свободы волеизъявлений на случай смерти.
В 1649 г. царь Алексей Михайлович издал Уложение, которое несколько конкретизировало положение исполнителя, подчеркнув, что его обязанности состоят «в совершении действий, основанных на содержании завещания»1. Данный акт содержал ряд достаточно демократичных предписаний. Защищая холопов от злоупотреблений со стороны душеприказчиков, Уложение наделяло их правом обратиться в Холопий приказ. Этот орган, установив, что завещательные распоряжения об отпуске крепостных на волю не были исполнены, должен был немедленно выдать таким холопам отпускные2. В конце XVII в. появилось много постановлений х) порядке исполнения завещаний в пользу благотворительных заведений. Так, Соборные статьи 1657 г. содержат сведения о передаче всех наследственных дел с участием душеприказчиков в подведомственность Патриаршему приказу, что свидетельствует об установлении церковного контроля за деятельностью исполнителей завещаний.
Нормотворчество Петра I практически не коснулось института исполнения завещаний, упоминание же душеприказчиков в Инструкции Магистрату 1724 г., по сути, касается опекунов, а не исполнителей распоряжений завещателей. Позднее, в конце XVIII - начале XIX в. был введен запрет для лиц, находящихся в карантинных учреждениях, назначать своими душеприказчиками чиновников этих органов. Положение от 1 октября 1831 г., почти полностью вошедшее в Свод законов гражданских, не изменило порядок исполнения завещаний и ограничилось лишь указанием на то, что душеприказчик исполняет завещание. При составлении данного Положения Государственный Совет по Департаменту законов посчитал,
1 См.: Руднев Л. Указ. соч. С. 162.
2 См.: Гольмстен А.Х. Указ. соч. С. 25.
246
______________
что порядок исполнения завещаний должен быть оставлен в прежнем виде до общего пересмотра законов о наследстве1.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.