Руднев Л.О. О духовных завещаниях по русскому гражданскому праву в историческом развитии. Киев, 1895. С. 46.
2 См. там же. С. 56.
3 См.: Пахман С.В. Обычное гражданское право в России. Т. II: Семейные права, наследство и опека. СПб., 1879. С. 344.
243
16'
супруги умершего. По отношению к детям наследодателя исполнитель завещания являлся опекуном, а жене он был «печальником», т.е. покровителем, призванным помогать вдове советом1.
До революции взгляды отечественных ученых на истоки формирования отношений по исполнению завещаний разделялись на две группы. Так, Л. Руднев, сравнивая древние источники права, выявляет очевидное сходство древнерусских завещаний (духовных), часто упоминавших о душеприказчиках, с Законом судным людям и их противоречие Русской Правде, не знавшей письменных завещаний и исполнителей последней воли2. На этом основании ученый делает вывод о влиянии византийского права на становление института душеприказничества в России. Действительно, в Русской Правде говорится лишь о том, что после смерти «часть дати по души», т.е. речь идет лишь о выделении части имущества умершего на помин, но специального субъекта, правомочного распорядиться частью наследственного имущества на указанные цели, данный законодательный акт не называет3. В то же время в Законе судном людям упоминается так называемый испоручник - прототип душеприказчика, который назначается завещателем для исполнения имущественных распоряжений4.
Ко второй группе взглядов можно отнести концепцию, согласно которой все российское наследственное право претерпело влияние права германского5, отсюда - совмещение исполнителем завещания функций распорядителя имуществом и опекуна. Но дело в том, что в Германии институт исполнения завещаний формировался под воздействием норм об опеке над имуществом, тогда как в Древней Руси душеприказчик в первую очередь призван был опекать детей завещателя.
Собственно «душеприказчиками» исполнителей завещаний стали называть в XV в. Назначались они только тогда, когда наследодатель сомневался насчет мирного раздела завещанного имущества наследниками. Характерным являлся тот факт, что душеприказчики чаще назначались из посторонних лиц, нежели из родственников6. Некоторые исследователи усматривали в термине «душеприказчик» религиозный оттенок, поскольку «главнейшей обязанностью такого лица были заботы
1 См.: Гольмстен А.Х. О душеприказчиках: Сравнительное исследование. СПб., 1874. С. 1;
он лее. Юридические исследования и статьи. СПб., 1894. С. 16. 1См.: Руднев Л. Указ. соч. С. 81.
3 См.: Хрестоматия по истории государства и права СССР: Дооктябрьский период / Под ред. Ю.П. Титова, О.И. Чистякова. М, 1990. С. 19.
4 См.: Гольмстен А.Х. Указ. соч. С. 23.
5 См.: Бугаевский А.А. Указ. соч. С. 96-97.
6 См.: Руднев Л. Указ.соч. С. 91.
244
______________
об упокоении души умершего, то есть молитвы по нем, вклады в церкви, монастыри и тому подобное: завещатель приказывал ему душу свою»1. В свое время имел место спор отечественных цивилистов о том, является ли исполнитель завещания лицом, которому «приказывается душа», иными словами, поручается совершение лишь богоугодных действий, или это человек, «душе которого», т.е. его совести, оставляется имущество умершего для последующего его раздела2. Оба подхода, на наш взгляд, обоснованны, но при этом отражают разные стороны одного явления. Душеприказчик очень редко назначался исключительно для выполнения религиозных поручений^. В древние времена это лицо выполняло различные функции как нравственного и религиозного, так и материального характера; в этом состояла универсальность положения душеприказчика, готового выполнить любое, не противоречащее обычаю, распоряжение завещателя. Возможность повлиять на процесс исполнения завещания у наследодателя, естественно, отсутствовала, поэтому единственным «надсмотрщиком» в таком случае могла быть только совесть исполнителя его распоряжений.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.