Лекции по материало- и энергосберегающим технологиям в производстве проката, страница 24

Кроме того, существенную роль при внедрении транзитной прокатки играет время транспортировки сляба от рабочей клети слябинга до первой клети НШС. Для уменьшения потерь тепла на этом этапе возможно применение различных защитных экранов, теплоизолирующих покрытий сляба, увеличение скорости транспортировки.

Транзитная прокатка осуществляется в условиях ММК им. Ильича и МК «Запорожсталь». При этом экономическая эффективность выше на запорожском МК, так как длина пути сляба от слябинга до НШС там почти в два раза меньше, а соответственно меньше и потери тепла на этом этапе.


6.  Лекция

6.1.  Производство листовой продукции и материалоэнергосбережение

Тенденции развития толстолистовой прокатки

До 1965 г доля ТЛС с длиной бочки 2500 – 4500 мм в общем количестве толстолистовых станов составляла 92 %. В последующие 10 лет доля ТЛС с длиной бочки свыше 4700 мм составляла уже 1/3 и продолжает расти до сих пор. До настоящего времени активно эксплуатировались станы с длиной бочки 5500 мм и выше, предназначенные в основном для прокатки судостали и полос для труб большого диаметра. Однако строительство танкеров емкостями до 750 тыс. тонн в настоящее время отложено, а для строящихся сейчас танкеров емкостью до 300 тыс. т. достаточно и ширины листа до 4 м. Также не оправдались прогнозы в прокладке трубопроводов большого диаметра. Поэтому строительство новых станов с длиной бочки свыше 5000 мм сейчас не ведется.

Большинство разработок направлено на получение листов шириной примерно от 4000 мм до 2000 мм. Основным направлением является разработка контролируемой прокатки.

Пример контролируемой прокатки стали

Химсостав: 0,06-0,12 С; 0,10-0,40 Si; 1,20-1,60 Mn; 0,05-050 Ni; 0.005-0.015 Ti; 0,05-0,0025 Nb; 0,005-0,050 Cu; углеродный эквивалент  .

Горячая прокатка ведется при температуре до 900 оС, температура конца прокатки 700-800 оС, затем ускоренное охлаждение до 500-350 оС со скоростью 5-15 оС/сек.