Организация процесса выполнения регламентных и ремонтных работ в подвижной авиационной ремонтной мастерской на авиационной технике, страница 59

- применением специальных электрозащитных средств, переносных приборов и приспособлений;

 - организация безопасной эксплуатации электроустановок.

16.2. Расчет заземления

При установке защитного заземления рассчитывают количество одиночных заземлителей, соединенных стальной полосой и общее заземление контура. Оно не должно превышать нормируемую величину. Сопротивление одиночного стержневого заземлителя:

Rcr = 0,366 · ρ · Kс / 1 (lg · 21/d + 0,5 · lg (4t+1) · (4t-l) Ом,

Где ρ - удельное сопротивление грунта, в котором устанавливается заземление; ρ = 104 Ом·см

Кс = 1,35 – сезонный коэффициент

t =320 см - глубина заложения от поверхности до середины заземлителя;

1 =500 см - длина стержня;

d =1.4 см-диаметр стержня.

RCT=30 Ом.

Сопротивление стальной полосы прямоугольного сечения определяется по формуле:

Rn = 0,366 · ρ Kс / l · lg212/ (р · t) Ом,

Где 1 = 4·104 см - длина заземлителя;

Р = 1,2 см - толщина заземлителя;

Rn=1,35 Ом

Количество заземлителей:

n = Rст / (rз · ηтр),

где ηтр = 0,5 - коэффициент использования одиночного заземлителя, в связи с взаимным их экранированием;

r3 = 4 Ом - нормируемая величина сопротивления заземлителя;

n = 30 / 4 · 0,5 = 15шт.

Сопротивление контура защитного заземления:

Где ηпол=0,88 - коэффициент взаимного экранирования стержня и полосы.

Rk = (Rст · Rn) / (Rст · ηпол + Rn · ηтр · n) = 1,1Om

16.3.  Освещение ангара.

Для освещения естественным светом в наружных стенах ангара предусмотрены застеклённые световые проёмы.

Искусственное освещение предназначено для освещения рабочих поверхностей в тёмное время суток или при недостаточности естественного освеще­ния. Создаётся оно искусственными источниками света. Освещение помещения ангара выполнено светильниками ЛСП-01 с энерго­экономическими люминесцентными лампами дневного света с улучшенной светопередачей ЛДЦЗО.

16.4.  Пожаробезопасность.

Пожары на авиационных предприятиях представляют большую опасность для работающих и могут причинить большой материальный ущерб. Пожарная безопасность может быть обеспечена мерами пожарной профи­лактики и активной пожарной защиты. Понятие пожарной профилактики включает комплекс мероприятий, необходимых для предупреждения возник­новения пожара или уменьшения его последствий. Под активной пожарной защиты понимаются меры, обеспечивающие успешную борьбу с возникаю­щими пожарными или взрывоопасными ситуациями.

Эффективность тушения пожара в начальной стадии его воз­никновения зависит от правильного выбора огнегасительных ве­ществ и средств, от умения их применять, а также от оператив­ности средств связи, сигнализации и пуска стационарных огнегасительных установок и систем.

Горение прекращается при выполнении одного из следую­щих условий:

- ликвидация горючего вещества в зоне горения или снижение его концентрации;

- снижение процентного содержания кислорода в зоне горения до пределов, при которых горение невозможно;

- понижение температуры горючей смеси до температуры ни­же температуры самовоспламенения, когда горение прекра­щается.

В каждой секции ангара имеется пожарный гидрант, пожарный щит, ёмкости с песком. В ангаре имеются огнетушители:

- углекислотные ОУ-5, ОУ-8 ручные;

- химпенные ОХП-10.

16.5. Обеспечение вентиляции воздуха

Ввиду незначительных выделений вредностей во время технического об­служивания воздушных судов ангар оборудован естественной вентиляцией (аэрацией).

Эта вентиляция- простой и экономически выгодный вид общеобменной приточно-вытяжной вентиляции с естественным побуждением. При естественном побуждении воздух движется за счёт разности температур, что в свою очередь приводит к разности давления внутреннего и наружного воздуха (тепловой напор). Разность температур образуется при работе отопительных устройств.

Разность давлений между наружным воздухом и воздухом внутри помещения возникает также за счёт перемещения воздушных масс (ветра) относительно здания (ветровой напор), в котором располагается данное рабочее помещение. Все работы по очистке и промывке топливных баков, агрегатов выполняются на улице, в связи с этим в цехе не требуется установка дополнительной вытяжной вентиляции.