Краткий анализ авиационных происшествий и серьезных авиационных инцидентов, страница 8

ционерная компания «Алмазы России Саха» (Саха (Якутское) УГАН ФСНСТ). В горизонтальном полете на высоте 850 м сработала сигнализация «Пожар в отсеке главного редуктора» и произошла автоматическая разрядка баллонов первой очереди ППС. При этом параметры работы главного редуктора и систем ВС были в норме. Так как табло «Пожар» не погасло, по команде КВС, бортмеханик применил вторую очередь ППС. Табло продолжало гореть. КВС произвел экстренную посадку на площадку А-29 (удаление 105 км от Мирного).

  Выводы из анализа происшествий и  инцидентов, приводящих к ним,  произошедших в государственной авиации:

        Попадание ВС в ОЯП:

         Характерными опасными факторами, связанными с ОЯП, явились:

         -неудовлетворительный анализ специалистами метеослужб имеющегося синоптического материала и результатов воздушной и радиолокационной разведок погоды при составлении прогноза погоды на следующую смену, что приводило к невыявлению зон с ОЯП или к значительным ошибкам в определении их местоположения;

         -несвоевременное доведение специалистами метеослужб до лиц ГРП информации об ухудшении погоды;

         -игнорирование начальниками смены центров управлении авиации, лицами ГРП информации о действующем по району полётов штормового предупреждения;

         -необоснованное решение на выполнение перелёта, принятое командованием, не смотря на рекомендации метеослужбы не выполнять перелёт по наличию засветок от кучево-дождевой облачности и очагов гроз на маршруте;

         -отсутствие чёткого взаимодействия между дежурным синоптиком и лицами ГРП во время лётной смены;

         -поверхностное отношение должностных лиц авиационных частей к доведению на предполётных указаниях мер безопасности при попадании ВС в ОЯП, порядка действий экипажа в условиях ниже своего метеоминимума;

          -недостаточная точность и низкая надёжность работы находящегося в эксплуатации метеоборудования.

          В целях предотвращения попадания ВС в ОЯП необходимо:

          -уделять на предполётной подготовке особое внимание анализу метеоусловий, выявлению возможных зон с ОЯП;

          -взлёт и посадку ВС выполнять только в периоды устойчивой погоды;

          -считать воздушную разведку и доразведку погоды основным источником и критерием оценки реального состояния погоды в зонах, на маршрутах, полигонах и в районе аэродрома;

          -использовать для наблюдения за ОЯП данные радиолокационных наблюдений соседних аэродромов и аэродромов гражданской (экспериментальной) авиации;

          -контролировать дежурному синоптику, обеспечивающему полёты (перелёты), правильность определения метеоэлементов младшими метеоспециалистами и передачи ими метеоданных в другие метеослужбы (подразделения);

          -не выполнять полёты (перелёты) при отсутствии достоверных данных о наличии ОЯП, технических средств обнаружения ОЯП или возможности своевременного предупреждения о них лиц ГРП и экипажей ВС.

  Столкновение ВС с рельефом местности:                                                                                                                                                  

     За последнее время увеличилось количество авиационных событий, связанных со столкновениями ВС с рельефом местности (РМ) и препятствиями на ней.

     Возрастание за последние годы количества АП с вертолетами из-за столкновения с РМ по сравнению с количеством АП с самолетами  обусловлено следующими основными причинами:

- использованием вертолетов в качестве основного транспортного средства в труднодоступных районах местности;

- использованием преимущественно ПМВ и малых высот при выполнении полетных заданий экипажами вертолетов в составе групп различного тактического назначения над РМ любой степени сложности;

- недостаточной практической выучкой летного состава полетам в горной местности;

- низкими точностными характеристиками, несовершенством математического обеспечения САУ серийных вертолетов;

- отсутствием всевысотных систем спасения экипажей серийных вертолетов.