- запоздалое или недостаточное отклонение правой педали в процессе гашения скорости
(с увеличением общего шага НВ) перед зависанием или при зависании;
- подход к точке зависания с большими углами тангажа (значительно превышающим поса
дочный) и одновременным увеличением общего шага НВ;
- неучет направления и скорости ветра;
- неучет влияния рельефа местности на образование аэродинамического эффекта «воздуш
ной подушки» при посадке на неподготовленные и незнакомые площадки;
- некоординированное или несоразмерно малое отклонение правой педали на посадке;
- выполнение энергичного доворота влево на заданный посадочный курс или посадочную пло
щадку с недопустимо большими углами крена и тангажа в процессе гашения скорости;
- резкая, некоординированная работа педалями для выдерживания направления при
заходе на посадку и гашении скорости с изменением положения рычага «шаг-газ»;
- энергичное отклонение рычага «шаг-газ», особенно на увеличение ОШ НВ.
Способствующие неблагоприятные факторы:
предельная посадочная масса вертолета;
большая барометрическая высота площадки посадки (высокогорные площадки);
высокая температура окружающего воздуха;
малый запас (или отсутствие запаса) мощности силовой установки;
порывистый или изменчивый по направлению ветер в приземном слое; попутно-боковой ветер на посадке;
затенение площадки посадки густым лесным массивом, возвышенностями местности, зданиями, сооружениями;
отвлечение внимания, растерянность экипажа при усложнении ситуации;
износ деталей двигателей и лопастей НВ в процессе эксплуатации;
включение в процессе зависания над площадкой ПЗУ, ПОС;
резкое увеличение общего шага НВ в процессе гашения скорости перед зависанием и на зависании, приводящее к падению оборотов НВ;
снятие усилий с РЦШ нажатием триммера после ее перемещения на значительную величину на этапах захода на посадку, что способствует появлению рывка в сторону отклонения РЦШ, разбалансировке вертолета по углам крена и тангажа, что может привести к поспешности в действиях летчика при возникновении возможных отклонений;
заход на посадку со скольжением, требующим дополнительного отклонения педалей для сохранения направления захода;
резкие и несоразмерные действия РУ при неожиданном возникновении препятствий по курсу захода на посадку.
Твердое понимание физических и аэродинамических процессов, изучение и освоение опыта выполнения висения, взлета и посадки на эксплуатируемых типах вертолетах одноосной схемы, базирующихся на знаниях аэродинамики НВ и РВ, особенностей запасов и перераспределения располагаемой мощности двигателей, правил балансировки вертолета, его устойчивости и управляемости, особенностей выполнения висения, режимов разгона и торможения, набора высоты и снижения, первого и второго режимов полета - все это является той теоретической и практической основой, которая позволяет выполнять полеты на вертолетах одноосной схемы без АП и инцидентов.
Анализ причин АП и ЧП позволяет сделать вывод о недостаточной подготовке летчиков к полетам, слабом контроле со стороны командиров за их подготовкой, пренебрежении летным составом элементарными мерами безопасности при выполнении вертолётами воздушных перевозок, неготовности экипажей распознавать и своевременно определять начало развития особой ситуации в полете и отсутствие профессиональных навыков по недопущению перерастания нештатной полетной ситуации в аварийную и катастрофическую стадии.
2. Большое количество АП произошло из-за нарушений правил визуальных полетов при выполнении маршрутных полетов и перелетов, несвоевременного перехода на приборный полет при ухудшении метеоусловий и продолжения полета в сложных условиях на высотах ниже безопасных.
3. Серьёзную озабоченность вызывают факторы личной недисциплинированности летного состава и пренебрежения опасностью выполнения полетов в непосредственной близости земли.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.