Краткий анализ авиационных происшествий и серьезных авиационных инцидентов, страница 22

-  несвоевременное парирование допущенного превышения угловой скорости раз­ворота вертолета на висении в условиях ветра;

-  создание крена у вертолета в сторону разворота и колебания вертолета по углам

-  крена и тангажа на висении.

-  Способствующие неблагоприятные факторы:

-  предельная полетная масса вертолета;

-  большая барометрическая высота площадки висения (высокогорные площадки);

-  высокие температуры окружающего воздуха;

-  малый запас (или отсутствие запаса) мощности силовой установки;

-  пониженная частота вращения НВ;

-  порывистый или изменчивый по направлению ветер;

-  наличие орографических особенностей площадки висения, присутствие сооруже­ний, способных вызвать завихрение и турбулизацию ветрового потока или изменение его направления и силы;

-  износ деталей газовоздушных трактов двигателей и лопастей НВ в процессе экс­плуатации;

-  включение на висении противообледенительной системы (ПОС) и (или) пыле­защитного устройства (ПЗУ).

   Опасные факторы, приводящие к выходу вертолета на режим «са­мопроизвольного» левого вращения на взлете:

-  неучет летчиком направления и силы ветра;

-  неучет влияния рельефа местности на сохранение аэродинамического эффекта «воздушной подушки» при взлете с неподготовленных и незнакомых площадок;

-  резкое увеличение общего шага НВ для отделения вертолета от земли;

-  некоординированное или несоразмерно малое отклонение правой педали на взлете;

-  излишнее по величине и резкое по темпу отклонение РЦШ в положение «от себя» для перевода вертолета на разгон, приводящие к просадке, вынуждающей летчика увеличивать общий шаг НВ, что при дефиците мощности ведет к падению оборотов НВ, нехватке запаса путевого управления и вращению вертолета влево;

-  выполнение энергичного поворота влево на заданный курс с недопустимо большим углом крена в процессе разгона скорости после первоначального перевода в разгон против ветра;

-  резкая, некоординированная перекладка педалей при выдерживании направления взлета при страгивании вертолета и при разгоне скорости;

-  энергичное отклонение рычага «шаг-газ», особенно на увеличение общего шага НВ.

Способствующие неблагоприятные факторы:

-  предельная взлетная масса вертолета;

-  большая барометрическая высота площадки взлета (высокогорные площадки);

-  высокие температуры окружающего воздуха;

-  малый запас (или отсутствие запаса) мощности силовой установки;

-  пониженная частота вращения НВ;

-  порывистый или изменчивый по направлению ветер в приземном слое;

-  затенение площадки взлета густым лесным массивом, возвышенностями мест­ности, зданиями, сооружениями; отвлечение внимания, растерянность экипажа, непонимание существа возникшего усложнения условий полета на взлете;

-  износ деталей газовоздушных трактов двигателей и лопастей НВ в процессе экс­плуатации;

-  включение в процессе взлета ПОС и (или) ПЗУ;

-  резкое увеличение общего шага НВ на взлете, приводящее к падению оборотов НВ;

-  снятие усилий с РЦШ нажатием триммера после его отклонения на значительную величину на этапе взлета, способствующее появлению рывка в сторону перемещения РЦШ и раскачке вертолета по углам крена и тангажа, вызывающие нежелательную поспешность в реакции летчика на возникшие отклонения;

-  взлет со скольжением, требующим дополнительного отклонения педалей для сохранения направления взлета;

-  резкие и несоразмерные действия РУ при неожиданном возникновении препят­ствий по курсу взлета.

Опасные факторы, приводящие к выходу вертолёта на режим «самопроизвольного» левого вращения на посадке:

-   неграмотное исправление ошибки в расчете на посадку с перелетом (сброс общего шага  

НВ и интенсивное гашение скорости с последующим энергичным увеличением общего   

    шага НВ, приводящим к его «затяжелению», падению оборотов, нехватке хода правой пе