- отказы электрических и электронных систем и устройств управления силовыми установками самолетов Ту-134 и вертолетов Ми-8Т Ми-24 и Ми-26. Все они сопровождались отказами одного из двигателей либо ложной сигнализацией об отказе двигателя с последующим его выключением экипажем.
Основные опасные факторы, приводящие к снижению надёжности АТ.
- нарушение связей между эксплуатирующими организациями и заводами-изготовителями;
- недостатки в работе комиссий объединений, соединений и частей по расследованию авиационных событий, обусловленные недостаточной профессиональной компетенцией привлекаемых для исследований специалистов;
- низкий уровень инженерно-технической подготовки личного состава ИАС частей, не позволяющий выполнять различные виды подготовок к полетам, регламентные работы и войсковой ремонт с требуемым качеством;
- недостаточное финансирование работ по устранению опасных конструктивно-производственных недостатков, определяемых комиссиями по результатам расследования АП;
- низкая надежность элементной базы бортового оборудования ВС;
- физическое старение образцов AT, состоящих на вооружении в авиации ВС РФ.
Самопроизвольное неуправляемое вращение влево вертолётов типа «Ми»
Напоминаю, что за прошедшие 12 лет в государственной авиации Российской Федерации произошли 32 АП с вертолетами типа «Ми» - одноосной (классической) схемы (с одним несущим и рулевым винтами) из-за выхода вертолетов на режим «самопроизвольного» (неуправляемого) вращения влево.
«Самопроизвольное» вращение влево на вертолетах типа «Ми» происходило, в основном, на этапах висения, взлета и посадки - режимах, требующих использования повышенных (зачастую предельных) значений располагаемой мощности силовой установки и отклонений педалей вправо.
Основные причины авиационных происшествий и опасных инцидентов:
1.Недостаточный учет аэродинамических и эксплуатационных особенностей вертолета при выполнении захода на площадку ограниченных размеров и зависание вне зоны влияния воздушной подушки. В частях по-прежнему не уделяется должного внимания этим вопросам и ошибочно считают посадку на площадку освоенным видом.
Динамика развития аварии одна и та же.
«Самопроизвольное» вращение влево обусловлено возникновением непарируемого реактивного момента, который создается за счет сил сопротивления воздуха вращению лопастей НВ и тангенциальных сил инерции лопастей НВ, возникающих при их угловом ускорении (изменении оборотов НВ).
Признаком, предупреждающим летчика о том, что полет выполняется на пределе эксплуатационных ограничений и приближается к режиму неуправляемого вращения влево, является неустойчивое поведение вертолета по углу рыскания, когда для его балансировки приходится отклонять педали двойными движениями, а при отклонении педалей вправо практически достигать их переднего упора.
Опасными факторами, влияющими на увеличение реактивного момента и уменьшение силы тяги РВ, которая является основной управляющей силой в путевом канале (по углу рыскания), могут быть:
- боковой ветер (или аналогичные ему по воздействию на вертолет перемещения воздушного судна в стороны, развороты);
- попутный ветер (или смещение вертолета назад без разворота);
- резкие, не координируемые летчиком отклонения рычагов управления;
- полет вертолета с предельным весом, в условиях высоких температур окружающего воздуха или пониженного атмосферного давления (высокогорья).
На различных этапах полета могут проявляться следующие опасные факторы, способствующие выходу вертолета на режим «самопроизвольного» левого вращения:
Опасные факторы, приводящие к выходу вертолета на режим «самопроизвольного» левого вращения на висении:
- резкая, некоординированная перекладка педалей;
- резкие, некоординированные отклонения РЦШ;
- энергичное отклонение рычага «шаг-газ», особенно на увеличение общего шага НВ;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.