Краткий анализ авиационных происшествий и серьезных авиационных инцидентов, страница 31

            Сохраняющаяся высокая аварийность в государственной авиации свидетельствует о наличии постоянно действующих опасных факторов.

            Особую озабоченность вызывает обстановка, сложившаяся в армейской авиации ВВС.

Выполнение задач авиацией в интересах действий Сухопутных войск ежегодно сопровождается чрезвычайными и авиационными происшествиями. Негативное влияние на эти процессы оказывают нарушения руководящими должностными лицами Главного командования Военно-воздушных сил, Объединенной группировки войск (сил), объединений ВВС требований служебных документов по организации подготовки летного состава к выполнению полетов в ОГВ(с). Всего в течении последних пяти лет в ОГВ (с) произошли около 20  авиационных событий с вертолетами ВВС (без огневого воздействия), в результате которых погибли более 30 человек.

            В армейской авиации не изжита склонность к нарушениям требований служебных документов, недисциплинированности. В первую очередь нарушителями является руководящий летный состав полкового  звена и выше.

            Отсутствует контроль за подготовкой летного состава, направляемого в овп ОГВ (с), со стороны управления армейской авиации Управления авиации ВВС. Роль летчиков-инспекторов очень низка.

            Требования Временной инструкции по применению авиации федеральных органов исполнительной власти на территории Российской Федерации при проведении контртеррористических операций и организации взаимодействия наземных сил и средств с авиацией (утверждена Министром обороны Российской Федерации 17 марта 2003 г.) не выполняются в части, касающейся подготовки экипажей на местах постоянной дислокации.

Основные ошибочные действия (упущения) летного состава, обусловленные его недостаточной профессиональной подготовкой, проявлялись в:

  - неправильной эксплуатации системы энергоснабжения самолета постоянным током;

неготовности экипажа к применению средств аварийного покидания самолета при его обесточивании в полете;

  - невыдерживании безопасной высоты полета в горной местности в условиях облачности (над морской поверхностью в условиях слепящего воздействия солнца);

  - невыдерживании заданной глиссады при заходе самолета на посадку;

слабых навыках выполнения посадки, в том числе в условиях действия бокового ветра, а также без использования РТС аэродрома;

Сохраняющаяся высокая аварийность в государственной авиации свидетельствует о наличии постоянно действующих опасных факторов, обусловленных неэффективностью мер, принимаемых государственными структурами и федеральными органами исполнительной власти, для решения проблем, накопившихся в авиации за период с 1994 года, а также недостатками системы обеспечения безопасности полетов. К ним относятся:

- Снижение исправности и надежности авиационной техники.

- Практическое отсутствие авторского надзора со стороны промышленности.

- Недооценка важности своевременного и полного выполнения рекомендаций комис-

сий по расследованию АП.

            В последние годы в государственной авиации по этой причине, в среднем, происходит по 3 авиационных происшествий, что составляет примерно 20 процентов от их общего количества.

            Отмечается устойчивая тенденция роста количества таких АП.

            Авторский надзор эксплуатации государственных воздушных судов не соответствует требованиям Положения о порядке создания авиационной техники военного назначения. Разработка образцов авиационной техники и комплектующих изделий осуществляется зачастую без предварительных экспертиз проектов, макетов и опытных образцов в научно-исследовательских организациях заказчика. Разработчики и изготовители оторваны от эксплуатации. Военные представительства (ВП) Минобороны России не в полной мере выполняют функции по контролю качества продукции промышленных предприятий. Постоянный надзор за деятельностью ВП утрачен.