Краткий анализ авиационных происшествий и серьезных авиационных инцидентов, страница 26

Если рассматривать более длительный период, то можно отметить следующее. В настоящее время основные показатели аварийности находятся на этапе относительной стабилизации. На протяжении тридцати лет налет на одно АП в авиации Вооруженных Сил оставался на одном уровне и составлял в среднем 25 тыс. ч. Может показаться, что состояние безопасности полетов, в целом, осталось неизменным, однако это не так. Если говорить только о надежности АТ, как ее свойстве сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, то условия, в которых эксплуатирова­лась АТ до начала 1990-х годов и в настоящее время, не сравнимы. Если раньше воздушные суда использовались во всем диапазоне эксплуатационных режимов скоростей, высот полета, перегрузок и с высокой интенсивностью, то сегодня задачи курсов боевой подготовки летного состава выполняются в объеме, обеспечивающем лишь минимальный уровень подготовки, по наиболее простым упражнениям, не требующим вывода воздушного судна на предельные режимы пилотирования, эксплуатации систем, использования всего комплекса бортового оборудования. То есть, если бы мы поместили современное воздушное судно в напряженные условия функционирования авиационной системы прошлого, то наверняка получили бы еще большую интенсивность отказов, практически по всем его системам, со всеми вытекающими последствиями. Это же можно сказать и про уровень подготовки летного состава, сложность выполняемых полетных заданий. Следует учесть, что указанные выше показатели аварийности были получены при значительном упрощение учебно-боевой подготовки, при пилотировании воздушных судов в наиболее благоприятных метеоусловиях. Наиболее часто ответственность за допущенные нарушения в воздухе объясняется ошибочными и непрофессиональными действиями членов экипажей. В свою очередь непрофессионализм - следствие недостаточного налета, финансирования, низкой исправности самолетного парка, отсутствия ГСМ и т.п.

            Сохраняющаяся высокая аварийность в государственной авиации свидетельствует о наличии постоянно действующих опасных факторов.

            Особую озабоченность вызывает обстановка, сложившаяся в армейской авиации ВВС.

Выполнение задач авиацией в интересах действий Сухопутных войск ежегодно сопровождается чрезвычайными и авиационными происшествиями. Негативное влияние на эти процессы оказывают нарушения руководящими должностными лицами Главного командования Военно-воздушных сил, Объединенной группировки войск (сил), объединений ВВС требований служебных документов по организации подготовки летного состава к выполнению полетов в ОГВ(с). Всего в течении последних пяти лет в ОГВ (с) произошли около 20  авиационных событий с вертолетами ВВС (без огневого воздействия), в результате которых погибли более 30 человек.

            В армейской авиации не изжита склонность к нарушениям требований служебных документов, недисциплинированности. В первую очередь нарушителями является руководящий летный состав полкового  звена и выше.

            Отсутствует контроль за подготовкой летного состава, направляемого в овп ОГВ (с), со стороны управления армейской авиации Управления авиации ВВС. Роль летчиков-инспекторов очень низка.

            Требования Временной инструкции по применению авиации федеральных органов исполнительной власти на территории Российской Федерации при проведении контртеррористических операций и организации взаимодействия наземных сил и средств с авиацией (утверждена Министром обороны Российской Федерации 17 марта 2003 г.) не выполняются в части, касающейся подготовки экипажей на местах постоянной дислокации.

Основные ошибочные действия (упущения) летного состава, обусловленные его недостаточной профессиональной подготовкой, проявлялись в:

  - неправильной эксплуатации системы энергоснабжения самолета постоянным током;

неготовности экипажа к применению средств аварийного покидания самолета при его обесточивании в полете;