Краткий анализ авиационных происшествий и серьезных авиационных инцидентов, страница 14

06.03.08 года, Ка-27пс (МО РФ, ВВС, в/ч 21788), командир вертолета капитан Д.А.Панфёров, При остановке двигателей встречающий наземный техник услышал незначительный скрежет в районе правого двигателя. При послеполетном осмотре и прокрутке 2-ой ступени свободной турбины обнаружен скрежет рабочей лопатки о статор корпуса. Двигатель подлежит досрочному снятию с эксплуатации.

Причина: обрыв замка одной рабочей лопатки 2-ой ступени свободной турбины (КПН0-б).

06.03.08 г. – на вертолете Ми-8т АК «Урайавиа» в полете сработала сигнализация о пожаре ле-

вого двигателя и автоматически разрядилась первая очередь системы пожаротушения. Экипаж произвел вынужденную посадку на площадку, подобранную с воздуха.

11.03.08 г. – район н.п. Тикси, республика Саха (Якутия). При выполнении полета вертолета  Ми-8 АК «Полярные авиалинии» отсутствовала УВК радиосвязь с диспетчером в течение 43 мин. На удалении 212 км от аэропорта Тикси была одновременно потеряна радиосвязь между диспетчером и экипажем вертолета. Связь с ОРД Тикси восстановлена на удалении 68 км от а/п Тикси. Посадка в а/п Тикси произведена благополучно.

Из объяснительных экипажа вертолета установлено, что отсутствие радиосвязи произошло по причине перехода с частоты Тикси–контроль 129,5 Гц на частоту 131,7 мГц (ПДСП - Тикси).

Причина инцидента: потеря радиосвязи в течение 43 минут.

12.03.08 г. – на вертолете Ми-8мтв АК «Газпромавиа» в полете загорелось сигнальное  табло

«Пожар в редукторе» и автоматически сработала первая очередь системы пожаротушения. Экипаж произвел посадку в ближайшем аэропорту.

14.03.08 г. – Ми-8мт (ФСБ России), командир вертолетного отряда, летчик второго класса.  На первой минуте полета в процессе разгона скорости  на Н=30 м и V=80 км/ч экипаж почувствовал разбалансировку вертолета в путевом направлении и падение  оборотов НВ до 88,5 % в течение 2 сек. РИ-65 выдал информацию: «Отказал первый  генератор. Отказал второй генератор». Экипаж заметил падение оборотов  температуры газов правого двигателя, КВС доложил РП об отказе генераторов и запросил разрешение на посадку в конце ВПП, при выполнении посадки обороты восстановились до 95 %. Посадка выполнена на ВПП без замечаний.

В ходе расследований удалось выяснить, что причиной останова двигателей явилось прекращение подачи топлива к коллекторам топливных форсунок правого двигателя из-за закрытия запорных клапанов насоса-регулятора вследствие падения давления топлива перед основной дозирующей иглой из-за нарушения герметичности пробки центрального фильтра тонкой очистки регулятора НР-3ВМ. Выпадение пробки центрального фильтра тонкой очистки регулятора произошло из-за стачивания стальной пробкой витков резьбы в силовом корпусе НР-3ВМ при неоднократном нарушении технологии  установки фильтра тонкой очистки регулятора НР-3ВМ. Из объяснительных членов экипажа установлено, что внешне отказ проявился разбалансировкой вертолета по курсу, падением оборотов турбокомпрессора и температуры газов правого двигателя. Одновременно РИ-65 информировал об отказе 1-го генератора и через несколько секунд об отказе 2-го генератора.  По материалам дешифрирования бортовых средств регистрации полетных данных САРПП-12 зафиксировано падение оборотов НВ до 88,5%. В протоколе дешифрирования накопителя речевой информации магнитофона зафиксирована информация РИ-65 «Отказ генератора № 1» и «Отказ генератора № 2».

Причина: нарушение членами экипажа, выполнявшими периодические работы через 100 часов наработки, технологии выполнения работ на авиационной технике (НПП-в).

18.03.08 года аэродром Хабаровск, ДПМУ, Ми-8мтв, КВС служащий ФГУ

АП МЧС России Дальневосточного РЦ, Сергеев С.А., 1 класс ГА, Упр.58 ППЛС (В) МЧС РФ 2007 года «Полет на применение дистанционной системы дробления льда (минирование) с воздуха». На 5 минуте полета в режиме ГП на высоте 200 м и скорости 200 км/ч, произошел отказ энергоснабжения постоянным током, в результате отказ УКВ, КВ и внутрикабинной радиосвязи, ЭМТ-2М РУ, АРК-9, погасли табло «ОСН.ВКЛ», приборы контроля двигателей и трансмиссии. Экипаж доложил РП, прекратил выполнение задания и выполнил посадку на своем аэродроме без последствий.