Краткий анализ авиационных происшествий и серьезных авиационных инцидентов, страница 23

    дали и возникновению неуправляемого левого разворота или вращения вертолета);

-   неграмотное исправление расчета на посадку с недолетом увеличением общего шага НВ    

     и отклонением РЦШ в положение «от себя», что приводит к «затяжелению» НВ, непро 

     извольному снижению и появлению тенденции к неуправляемому развороту вертолета 

     влево или - в худшем случае - развитию «самопроизвольного» левого враще­ния;

-    подход к площадке на малой скорости в горизонтальном полете - «подтягивание»;

     запоздалое решение об уходе на повторный заход при ошибках в расчете на по­садку;

     продольная раскачка вертолета на посадочной прямой, обуславливаемая стрем­лением  

     летчика выдержать расчетную глиссаду и устранить отклонения от нее движениями   

     РЦШ;

-   неучет затенения посадочной площадки рельефом местности (в горах), деревьями, здания

     ми, сооружениями;

-   отсутствие должной настороженности и готовности к немедленному принятию ре­шения об 

    уходе на второй круг в процессе захода на незнакомую площадку или площадку, по

     добранную с воздуха;

-   запоздалое или недостаточное отклонение правой педали в процессе гашения скорости 

     (с увеличением общего шага НВ) перед зависанием или при зависании;

-   подход к точке зависания с большими углами тангажа (значительно превышающим поса

     дочный) и одновременным увеличением общего шага НВ;

-    неучет направления и скорости ветра;

-    неучет влияния рельефа местности на образование аэродинамического эффекта «воздуш

     ной подушки» при посадке на неподготовленные и незнакомые площадки;

-    некоординированное или несоразмерно малое отклонение правой педали на по­садке;

-    выполнение энергичного доворота влево на заданный посадочный курс или по­садочную пло

      щадку с недопустимо большими углами крена и тангажа в процессе га­шения скорости;

-     резкая, некоординированная работа педалями для выдерживания направления при

      заходе на посадку и гашении скорости с изменением положения рычага «шаг-газ»;

-     энергичное отклонение рычага «шаг-газ», особенно на увеличение ОШ НВ.

Способствующие неблагоприятные факторы:

-  предельная посадочная масса вертолета;

-  большая барометрическая высота площадки посадки (высокогорные площадки);

-  высокая температура окружающего воздуха;

-  малый запас (или отсутствие запаса) мощности силовой установки;

-  порывистый или изменчивый по направлению ветер в приземном слое; попутно-боковой ветер на посадке;

-  затенение площадки посадки густым лесным массивом, возвышенностями ме­стности, зданиями, сооружениями;

-  отвлечение внимания, растерянность экипажа при усложнении ситуации;

-  износ деталей двигателей и лопастей НВ в процессе эксплуатации;

-  включение в процессе зависания над площадкой ПЗУ, ПОС;

-  резкое увеличение общего шага НВ в процессе гашения скорости перед зависанием и на зависании, приводящее к падению оборотов НВ;

-  снятие усилий с РЦШ нажатием триммера после ее перемещения на значительную величину на этапах захода на посадку, что способствует появлению рывка в сторону отклонения РЦШ, разбалансировке вертолета по углам крена и тангажа, что может привести к поспешности в действиях летчика при возникновении возможных отклоне­ний;

-  заход на посадку со скольжением, требующим дополнительного отклонения пе­далей для сохранения направления захода;

-  резкие и несоразмерные действия РУ при неожиданном возникновении препятствий по курсу захода на посадку.

Твердое понимание физических и аэродинамических процессов, изучение и ос­воение опыта выполнения висения, взлета и посадки на эксплуатируемых типах вертолетах одноосной схемы, базирующихся на знаниях аэродинамики НВ и РВ, особенностей запасов и перераспределения располагаемой мощности двигателей, правил балансировки вертолета, его устойчивости и управляемости, особенностей выполнения висения, режимов разгона и торможения, набора высоты и снижения, первого и второго режимов полета - все это является той теоретической и практической основой, которая позволяет выполнять полеты на вертолетах одноосной схемы без АП и инцидентов.