Краткий анализ авиационных происшествий и серьезных авиационных инцидентов, страница 19

         -несвоевременное доведение специалистами метеослужб до лиц ГРП информации об ухудшении погоды;

         -игнорирование начальниками смены центров управлении авиации, лицами ГРП информации о действующем по району полётов штормового предупреждения;

         -необоснованное решение на выполнение перелёта, принятое командованием, не смотря на рекомендации метеослужбы не выполнять перелёт по наличию засветок от кучево-дождевой облачности и очагов гроз на маршруте;

         -отсутствие чёткого взаимодействия между дежурным синоптиком и лицами ГРП во время лётной смены;

         -поверхностное отношение должностных лиц авиационных частей к доведению на предполётных указаниях мер безопасности при попадании ВС в ОЯП, порядка действий экипажа в условиях ниже своего метеоминимума;

          -недостаточная точность и низкая надёжность работы находящегося в эксплуатации метеоборудования.

          В целях предотвращения попадания ВС в ОЯП необходимо:

          -уделять на предполётной подготовке особое внимание анализу метеоусловий, выявлению возможных зон с ОЯП;

          -взлёт и посадку ВС выполнять только в периоды устойчивой погоды;

          -считать воздушную разведку и доразведку погоды основным источником и критерием оценки реального состояния погоды в зонах, на маршрутах, полигонах и в районе аэродрома;

          -использовать для наблюдения за ОЯП данные радиолокационных наблюдений соседних аэродромов и аэродромов гражданской (экспериментальной) авиации;

          -контролировать дежурному синоптику, обеспечивающему полёты (перелёты), правильность определения метеоэлементов младшими метеоспециалистами и передачи ими метеоданных в другие метеослужбы (подразделения);

          -не выполнять полёты (перелёты) при отсутствии достоверных данных о наличии ОЯП, технических средств обнаружения ОЯП или возможности своевременного предупреждения о них лиц ГРП и экипажей ВС.

  Столкновение ВС с рельефом местности:                                                                                                                                                 

     За последнее время увеличилось количество авиационных событий, связанных со столкновениями ВС с рельефом местности (РМ) и препятствиями на ней.

     Возрастание за последние годы количества АП с вертолетами из-за столкновения с РМ по сравнению с количеством АП с самолетами  обусловлено следующими основными причинами:

- использованием вертолетов в качестве основного транспортного средства в труднодоступных районах местности;

- использованием преимущественно ПМВ и малых высот при выполнении полетных заданий экипажами вертолетов в составе групп различного тактического назначения над РМ любой степени сложности;

- недостаточной практической выучкой летного состава полетам в горной местности;

- низкими точностными характеристиками, несовершенством математического обеспечения САУ серийных вертолетов;

- отсутствием всевысотных систем спасения экипажей серийных вертолетов.

    Во всех событиях, допущенных по «человеческому фактору», профессиональная подготовка экипажей была недостаточной для выполнения поставленных задач. В то же время, 10 АП были обусловлены сознательными нарушениями порядка и правил выполнения полетного задания, основная доля в которых – воздушное хулиганство. 2 катастрофы были обусловлены превышением норм загрузки ВС (Ил-76 и Ми-8мт).